РЕФЕРАТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТРАВМА
Вячеслав Ларионов. Железнодорожная отделенческая больница. Брестская область.
Железнодорожные травмы отличаются значительной тяжестью, опасностью для жизни и многие из них приводят к смерти на месте происшествия. Железнодорожная травма прочно удерживает второе место после автомобильной и составляет, до 60% всех случаев транспортной травмы. При этом погибают в большинстве своем молодые люди в полном расцвете сил. Среди потерпевших значительно больше мужчин более 70%. Около 40% лиц, получающих железнодорожную травму, находятся в состоянии алкогольного опьянения. Наибольшее число случаев железнодорожной травмы наблюдается на тех участках пути, где происходит формирование и составление поездов, а также в местах наибольшего скопления пассажиров. Чаще всего железнодорожные повреждения причиняются лицами, нарушающими общеизвестные правила поведения на станциях во время посадки и высадки из поезда или же правила перехода железнодорожных путей. Нередко это неосторожное поведение является следствием различной степени алкогольного опьянения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТРАВМЫПод железнодорожной травмой следует понимать комплекс механических повреждений, возникновение которых находится в прямой зависимости от движения рельсового транспорта.
Классификация железнодорожной травмы по видам:
1) переезд колесами рельсового транспорта (20%);
2) удар частями рельсового транспорта (44%);
3) падение из движущегося рельсового транспорта (5%);
4) сдавление тела между частями рельсового транспорта и путевыми сооружениями (5%);
5) травма внутри вагонов (5%);
6) комбинированные виды железнодорожной травмы (20%).
Каждый вид травмы может состоять из ряда фаз. Например, при переезде колесами определяется четыре фазы:
а) первичный контакт колеса с телом;
б) накатывание колеса на тело;
в) перекатывание колеса через тело;
г) скатывание колеса с тела.
Каждой фазе соответствует характерная морфология повреждений.
По международной классификации болезней, травм и причин смерти выделяется:
Е 800 Несчастный случай на ж.д. транспорте при столкновении движущихся составов.
Е.801 Несчастный случай на ж.д. транспорте при столкновении с др. объектом.
Е.802 Несчастный случай на ж.д. транспорте в результате крушения.
Е.803 Несчастный случай на ж.д. транспорте в результате взрыва, пожара, загорания.
Е.804 Падение в поезде, на поезде или с поезда.
Е.805 Удар движущимся составом.
Е.806 Другие, установленные несчастные случаи на ж.д. транспорте.
Е.807 Несчастный случай невыясненного происхождения на ж.д. транспорте.
Травма в метро
1. Падение на движущемся эскалаторе, при сходе с него в зал.
2. Затягивание частей обуви, верхних конечностей, волос в части двигающегося эскалатора.
3. Удар и сдавление смыкающимися створками дверей станции закрытого типа.
4. Попадание в междверное пространство (вагона и станции).
5. Удар и сдавление створками дверей вагона.
6. Попадание между двигающимися вагонами и платформой.
7. Падение в двигающемся вагоне метро, удары оторвавшимся поручнем.
8. Наезд в тоннеле (производственная травма).
9. Спрыгивание с платформы на рельсы.
МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТРАВМЕ
При железнодорожной травме основными механизмами образования повреждений являются:
а) удар тупыми предметами (частями транспорта, о путевые
сооружения, о железнодорожное полотно);
б) сдавление между тупыми предметами (между колесом и рельсом, между тарелками буферов, в автосцепном механизме, между частями транспорта и путевыми сооружениями);
в) скольжение (трение) тела на поверхности пути.
При железнодорожной травме часты сочетанные варианты механизмов образования повреждений.
Повреждения при переезде колесами рельсового транспорта
Чаще всего встречаются переезды по одной части тела, но может быть переезд и нескольких частей. В результате переезда колес через любую часть тела могут
произойти как полные, так и неполные отделения. Полное разделение наиболее часто встречается при переездах колес через шею, живот и конечности. Чаще всего встречаются переезды через конечности, особенно нижние. Второе место занимают переезды на уровне живота, третье - переезды через шею.
К специфическим признакам действия вращающегося колеса при волочении тела относит образование повреждений с оголением костей на которых образуется желобообразный дефект вещества кости с ровными, как бы отполированными краями, с нитевидной исчерченностью (трассы) и вкраплениями буроватого и черного цвета. Механизм его образования: при волочении тела, оно прижимается к крутящемуся колесу и при этом происходит как бы выпиливание, шлифование как мягких тканей, так и костей.
В результате волочения тела по ж.д. полотну на теле пострадавшего могут образоваться обширные осаднения в виде множественных различной глубины и размеров параллельных ссадин с вкраплениями частиц черного цвета (балластного слоя). Кроме ссадин могут образовываться раны, (лоскутные, скальпированные), от которых отходят, обычно в стороны, параллельные ссадины, царапины.
При волочении тела могут наблюдаться повреждения одежды, а при
длительном волочении, - даже полное раздевание тела (срывание
одежды,
- резаные раны от "заусениц" рельс;
- следы-отпечатки на теле от предметов, бывших в карманах;
Повреждения от удара частями рельсового транспорта
Более часто удар приходится по двум-трем частям тела (77%). Это объясняется большой, широкой ударяющей поверхностью локомотива (вагона). Из всех частей тела наиболее часто страдает голова (80%),затем грудная клетка (72%). Частое
повреждение головы при ж.д. травме объясняется тем, что любой локомотив или вагон выше человеческого роста и удар по голове неминуем. При ударах "контактные" повреждения, образующиеся от действия выступающих частей локомотива или вагона, могут быть в виде ссадин, кровоподтеков, ран, переломов костей, разрывы сердца. После удара происходит отбрасывание тела и дополнительное травмирование пострадавших.
Характерны многооскольчатые переломы костей свода и основания черепа с большим разрушением со стороны удара, оскольчатые переломы лопаток, множественные переломы ребер, таза (переломы обычно симметричные). Могут возникать переломы берцовых костей одной или обеих ног от удара нижним краем сбрасывателя.
Повреждения от падения из движущегося ж.д. транспорта.
Повреждения эти связаны с падением с крыши движущегося вагона, локомотива, из тамбуров и с тормозных площадок, из открытых дверей вагонов.
Для этого вида ж.д. травмы характерны повреждения, в значительной степени аналогичные возникающим при падении с высоты. Человеку, который находился на крыше вагона, кроме того, могут быть причинены повреждения от удара о путевые сооружения (рамы мостов, арки виадуков, тоннелей). Повреждения при этом чаще локализуются на голове сзади: ушибленные раны, переломы костей черепа, повреждения головного мозга. Иногда на крыше электротранспорта возникают поражения людей электрическим током (напряжение в контактной сети электротранспорта 1500 вольт постоянного тока и 2700 вольт переменного тока). Следы этой электротравмы могут быть скрыты в последующем при падении пострадавшего с образованием обширных повреждений.
Повреждения при сдавлении тела между частями ж.д. транспорта и путевыми сооружениями
Более часто встречаются повреждения от сдавления тела между движущимся вагоном и платформой. При этом тело пострадавшего попадает в проем между вагонами и краем платформы, ширина которого составляет 15-30 см. Образующиеся при этом повреждения располагаются на взаимно противоположных областях тела. Эти обширные осаднения кожи, рвано-ушибленные раны на грудной клетке, в области живота и конечностей, отслойка кожи и мышц, скальпированные раны, лоскутные, множественные переломы костей.
Травма внутри вагонов
Чаще всего повреждения у пассажиров и обслуживающего персонала внутри вагона возникают при каких-либо ж.д. авариях, особенно, при столкновении поездов. При этом, люди падают с полок на пол, столики или другие предметы, находящиеся в купе; кроме того, они возникают в результате падения предметов на пассажиров
(чемоданов, ящиков, тюков и проч.); в результате удара о предметы и мебель, имеющиеся в вагоне, коридоре и тамбурах, о стены вагонов.
Полученные внутри вагонов повреждения по тяжести могут быть отнесены: к тяжким - в 6% случаев; средней тяжести - около 17%; к легким - 79% (из них к легким с
кратковременным расстройством здоровья - 55%, а 24% - без кратковременного расстройства здоровья).
В группе тяжких повреждений головы и конечностей в виде переломов наблюдались в 75% случаев. Причем в 83,3% случаев пострадавшими являлись женщины в возрасте от 30 до 49 лет. Примерно аналогичная картина наблюдалась и в остальных группах повреждений по степени их тяжести. Реже всего наблюдались повреждения внутренних органов, а также грудная клетка. Смертельная травма при этом виде ж.д. травматизма крайне редка.
ТРАМВАЙНАЯ ТРАВМА
Трамвайная травма - это повреждение, стоящее в связи с движением трамваев.
Наиболее частым видом трамвайной травмы с летальным исходом, является удар с отбрасыванием тела пострадавшего в сторону от колеи. На втором по частоте месте стоит удар с отбрасыванием тела в колею и последующим переездом колесами. На третьем - переезд тела колесами. На четвертом - падение человека из вагона.
При ударах на теле пострадавшего могут оставаться штампованного характера повреждения от фар, подфарников трамвая, эмблемы, кронштейнов и проч.
При переездах колесами чаще наблюдается неполное отделение
частей тела. Это объясняется небольшим зазором между днищем трамвая и поверхностью дороги (протаскивание тела). Повреждения от других видов трамвайной травмы будут аналогичны соответствующим повреждениям при ж.д. травме.
Дифференциально-диагностические признаки при железнодорожной травме:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо подчеркнуть, что только методически правильно проведенное исследование пострадавшего позволяет на основе полученных данных точно распознать факт и вид железнодорожной травмы. Обоснованный вывод о виде травмы, расположении пострадавшего в момент удара или переезда и др. особенностях её механизма может оказать существенную помощь
органам дознания при исследовании ж.д. происшествий, особенно в тех случаях, когда обстоятельства дела запутаны или вовсе неизвестны.Здесь можно заказать перевозку лежачего больного. |