Землетрясения  На главную страницу


ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Медицинский аспект

Оглавление:

  1. Историческая справка
  2. Величина и структура санитарных потерь
  3. Лечебно-эвакуационная характеристика
  4. Медицинские и экономические последствия для здравоохранения
  5. Прогнозирование материальных и санитарных потерь для объектов здравоохранения
  6. Национальная система медицинской помощи при бедствиях

 По тяжести медицинских последствий землетрясения занимают ведущее место среди стихийных бедствий, что определяется значительной их частотой, катастрофическими потерями среди населения и трудностями снижения масштабов катастрофы. Актуальность землетрясений для Беларуси не характерна в связи с тем, что территория Республики расположена на несложном в сейсмогеодинамическом отношении европейском континенте.

Историческая справка зарегистрированных землетрясений:
1887 г. (Борисов),
1908 г. (Островец). Сила подземных толчков достигала 6-7 баллов по шкале Рихтера,
1940 г. (Минск),
1978 г. (Солигорск) землетрясение силой 5 баллов,
1977 и 1990 г. Эпицентр землетрясения находился на юго-востоке Румынии. Подземные толчки в 3-4 балла были зарегистрированы сейсмологическими станциями Минска, Солигорска, Плещениц.

Прогностическим моделированием разработано достаточно много методик прогнозирования возможных землетрясений. Определены сейсмически опасные районы, обоснован комплекс признаков, предшествующий разрушительному землетрясению. Однако и сейчас это стихийное бедствие остается внезапно возникающей природной катастрофой, так как заблаговременно невозможно определить интенсивность подземных толчков, их продолжительность, точное время и территорию, которая подвергнется землетрясению.

Закономерен вывод, сформулированный в отчетном докладе Комитета США по исследованию землетрясений: "В настоящее время нет возможности прогнозировать с достаточной точностью, когда и где произойдут землетрясения, сколько людей погибнет или будет ранено, ка¬ково будет разрушительное влияние на здания. Но можно сделать приблизительную оценку, которая отразит характер и величину угрозы, стоящей перед городами и сельскими областями". Все это диктует необходимость разработки комплекса различных по характеру и содержанию мероприятий по снижению медицинских последствий катастрофических землетрясений, к которым, прежде всего, относятся:

Важнейшим элементом второго из названных комплексов мероприятий по уменьшению тяжести медицинских последствий катастрофических землетрясений является наличие обоснованной методики прогнозирования величины и структуры санитарных потерь, возможной лечебно-эвакуационной характеристики пострадавшего населения.

   Величина и структура потерь населения при землетрясениях определяются интенсивностью землетрясения; типами зданий и сооружений, в которых размещается население в момент толчков, и характером его размещение (открыто на местности, в зданиях и сооружениях различных типов). Вместе с тем структура травматических повреждений также зависит от положения тела человека в момент землетрясения. При этом механизм поражения людей в результате непосредственного воздействия факторов, причиной которых являются подземные толчки, может быть различным. Отечественные авторы считают, что при землетрясениях до 45 % травм возникает от падающих конструкций зданий, а 55 % — от неправильного поведения людей (паника, неумение укрыться, падения с высоты и т.п.).

   Лечебно-эвакуационная характеристика пораженных является весьма широким понятием, включающим оценку нуждаемости пораженных в различных видах медицинской помощи и в различных медицинских мероприятиях; организационные требования к их выполнению; распределение пораженных по срокам, исходам и месту лечения, а также по комплексу эвакуационных признаков (возможности и целесообразности эвакуации, способу транспортировки и видам транспортных средств и др.). Лечебно-эвакуационная характеристика пораженных наряду с обстановкой, в которой предстоит работать службе медицины катастроф, в значительной мере определяет организацию лечебно-эвакуационного обеспечения при ликвидации последствий землетрясений.

Остановимся на некоторых вопросах, касающихся управления в сложных условиях при возникновении землетрясений, факторов, определяющих условия работы службы экстренной медицинской помощи:
- значительные размеры зоны землетрясения, в которую могут входить как отдельные города, так и многие населенные пункты;
- различные, в зависимости от интенсивности землетрясения и характера застройки, разрушения населенных пунктов;
- различное, и, как правило, большое количество одновременно возникающих пораженных, существенно отличающихся по тяжести полученных травм, их локализации и характеру;
- необходимость оказания значительной части пораженным неотложной медицинской помощи как непосредственно в очаге поражения, так и на этапах оказания первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

При проведении аварийно-спасательных мероприятий, необходимо учитывать удаленность, географическое положение, а также слабо развитую сеть средств связи и дорожную сеть. Все это приводит к изоляции, вынужденной системе автономного функционирования территориальной службы медицины катастроф в течение определенного времени при возникновении чрезвычайной ситуации. Прогнозируются спасательные работы одновременно на нескольких участках разрушений, находящихся на более или менее значительном удалении друг от друга. Отсутствие возможности оказать нуждающимся пораженным первую врачебную, квалифицированную и тем более специализированную медицинскую помощь за счет уцелевших медицинских учреждений выявляет необходимость:
- выдвижения и развертывания в зоне землетрясения или вблизи него многочисленных медицинских формирований СМК различного состава, укомплектованности и оснащения,
- эвакуации на большие расстояния в различные стацио¬нарные лечебные учреждения значительной части пораженных,
- роль транспортировки авиационным транспортом возрастает, поскольку при бедствиях подъезды по автомобильным дорогам часто становится невозможным или недоступным для машин скорой помощи,
-привлечения для ликвидации медицинских последствий землетрясения сил и средств, имеющих различную подчиненность и прибывающих в зону ЧС в разные сроки.

В связи с повреждением линий связи невозможно будет получить информацию, поэтому фаза изоляции очага значительно удлиняется, что обусловит характер и структуру санитарных потерь. Естественно в подобной ситуации закономерно усугубляется и ускоряется течение патологических процессов. Поэтому большинство пораженных с тяжелыми травмами черепа, груди, живота погибнут до оказания им какой-либо помощи, а медицинская служба, прибывающая к месту массовой травмы, по существу столкнется с "отяжелевшими" пострадавшими, получившими первоначально легкие и средней тяжести повреждения. Длительное пребывание (4—6 ч и более) подавляющего числа поражен¬ных под завалами почти полностью исключает само - и взаимопомощь как один из важнейших компонентов первой медицинской помощи, что приведет к резкому ухудшению состояния пораженных.

Медицинские и экономические последствия

    Несмотря на то, что каждое стихийное бедствие уникально, медицинские и экономические последствия землетрясений можно предвидеть исходя из геологических, демографических, медикогеографических, градостроительных и экономических особенностей регионов. Т.н. в непосредственной близости от Камчатки большая территория акватории Тихого океана представляет собой эпицентральные зоны очагов сильных землетрясений, в результате чего побережье полуострова является цунами опасным. Землетрясения наибольшей интенсивности прогнозируются в наиболее заселенной части, где расположены основные города и населенные пункты, через которые обеспечивается связь с материком. При расположении очагов на материковой территории в зависимости от интенсивности возможны различной степени разрушения зданий, сооружений и коммуникаций, возникновение вторичных факторов поражения в результате пожаров, разрушения емкостей с АОХВ и др., что приводит к массовым потерям среди населения (поражения носят преимущественно комбинированный характер). Если очаг землетрясения в земной толще морских (океанских) просторов, то основная опасность для населения материка — это воздействие цунами.

Количество жертв, при землетрясениях зависит от времени его начала, магнитуды, глубины очага, удаленности или его близости от населенных пунктов, конструкционных особенностей и качества построек, времени года, наличия в зоне взрывоопасных и пожароопасных объектов, водохранилищ и многих других факторов. Основная причина гибели людей - разрушение зданий. Большие пожары в течение 3 дней после землетрясения вызвали больше повреждений, чем само землетрясение. Одним из важных факторов при землетрясениях является время суток и сезонность. Выделено 3 времени суток для прогнозируемых землетрясений: 2 ч 30 мин ночи, когда большинство людей находится в постели, 14 ч — боль¬шая часть населения на рабочих местах и в деловой части города и 16 ч 30 мин — окончание рабочего дня, массовое появление людей на улицах и в транспорте. Дождливый сезон усиливает опасность оползней, сухой - опасность распространения пожаров.

Прогнозирование материальных и санитарных потерь

    Основное внимание при прогнозе уделяется местным объектам здравоохранения, медицинскому персоналу и медицинскому снабжению, что связано с необходимостью оказания экстренной медицинской помощи населению и мобилизации медицинских ресурсов, как на местном уровне, так и из других источников вне зоны бедствия.
При прогнозировании ожидаемых потерь среди медицинских учреждений и медицинского персонала при землетрясениях в регионах с различным количеством населения определяются объекты здравоохранения общего профиля, коечный фонд и медицинский персонал. Многие учреждения здравоохранения и медицинские центры при землетрясениях могут быть более повреждены, чем прогнозируется, что потребует определенного времени и сил для их восстановления. По изосейсмическим картам может быть установлено, что территория региона находится в зоне высокого риска, поэтому имеются основания ожидать появления трещин и разрывов грунта, проходящих через дислокацию некоторых больниц, даже при землетрясениях умеренной силы. Многие из этих объектов пострадают также из за нарушения инфраструктуры, повреждения подъездных путей и шоссейных дорог. Здания из кирпича, скрепленного раствором сомнительного качества, очень плохо противостоят толчкам и повреждаются при землетрясениях умеренной силы.

При повреждении объектов здравоохранения произойдет потеря медицинского имущества (лекарств, перевязочных материалов, оборудования и др.) за счет потери их качества, а также в результате разрушения зданий и невозможности использования этого имущества. При больших землетрясениях ожидается большая потеря лекарственных препаратов в жидкой форме и химических веществ, хранимых в хрупких контейнерах. Относительная величина потерь всего медицинского имущества при 8,3 баллах составит 60—70 %; при 7 — 20— 30, при 6 баллах - 1-3 %.
В ранние утренние часы значительное число пострадавших будет среди больных, в дневное время — среди персонала больниц. Кроме потерь непосредственно в больницах, рассчитываются также потери медицинского персонала, находящегося во время землетрясения вне объектов здравоохранения.
Из-за нарушения транспортных путей, особенно мостов, во время землетрясения персонал испытывает значительные трудности при попытках добраться до места работы, Поэтому заранее намечаются альтернативные пути и рокадные дороги, которыми можно будет воспользоваться при землетрясениях.

Прогнозируемые потери лекарственных средств на предприятиях розничной торговли и в зданиях, где располагаются оптовые поставщики, лекарственных препаратов и хирургического оборудования могут составлять до 25 % запасов медикаментов. Средняя продолжительность закрытия предприятий при отсутствии особых повреждений может составлять продолжительное время. Опыт показывает, что даже в зонах малой интенсивности из-за возникающей при землетрясениях паники фармацевтические учреждения открываются лишь через несколько часов. Во время дождей потери лекарственных средств и оборудования могут увеличиться на 5 %.

Служба крови.
Кровь и ее препараты хранятся как в СПК, так и в больницах. При больших катастрофах с тысячами пораженных, многим из которых потребуется переливание крови, ресурсы местных банков крови будут явно недостаточными, и потребуется доставка со стороны. В сейсмоопасных районах все объекты службы крови целесообразно подвергнуть инспекции на предмет их сейсмостойкости и готовности к катастрофам. Во время толчков запасы крови, хранящиеся на полках, и оборудование будут подвергаться определенным потерям. При большинстве постулируемых толчков будет отключаться электроэнергия. Ожидается выход из строя некоторых банков крови на срок не менее чем 2—3 сут. в результате структурных повреждений и потери оборудования, необходимого для нормального функционирования. Потери среди обслуживающего персонала будут минимальными и функции банков крови быстро восстановятся.

Клинические лаборатории.
При интенсивности землетрясения IX баллов по шкале Меркалли микроскопы и другое оборудование, а также химические реактивы падают, стеклянная посуда разбивается, может отключиться электроснабжение, нарушая работу холодильников. Возможность функционирования клинических лабораторий после толчка интенсивностью IX баллов проблематична, но при части сохранившегося оборудования работа может продолжаться в объемах, уменьшенных пропорционально разрушениям. Большие лаборатории с автоматизированными приборами снижают свою деятельность на 80 %, даже если здание остается целым и не нарушается электропитание. В силу большей концентрации лабораторий в области действия ударных сил со стороны разлома в ряде территорий ожидается более сильное их повреждение, включая в редких случаях частичное или полное разрушение.

Поликлиники и амбулатории.
Положение амбулаторной помощи по сравнению с больницами, которые они обслуживают, намного лучше. Учреждения сестринского ухода с ограниченной функцией (без сложного оборудования, операционных, полностью функционирующих клинических лабораторий) имеющие коечный фонд, представляют такую же категорию медицинских учреждений, как госпитали для выздоравливающих, реабилитационные центры, санатории, дома для престарелых и др., в ЧС играют второстепенную роль, но требуют внимания и помощи, так как больные в них лишены мобильности. Располагаются эти учреждения преимущественно в одноэтажных зданиях современных конструкций (бетон, полые бетонные блоки) и не разрушаются, даже если очень повреждены. В связи с этим больные из большинства таких зданий не будут эвакуированы, несмотря на то, что не исключены внутренние повреждения. Особых травм среди больных и медицинского персонала не ожидается. Для 10 % зданий выше одного этажа потери будут выше и составят среднюю величину между потерями учреждений по уходу и в обычных стационарах.

ТЦМК
Территориальным центрам медицины катастроф сейсмоопасных регионов необходимо уделить особое внимание оснащению средствами связи и средствами оказания медицинской помощи в достаточном количестве, исходя из прогнозируемой ситуации. Они нуждаются в санитарном транспорте повышенной проходимости, мобильных комплексах с возможностью развертывания в поле¬вых условиях и организации автономного функционирования формирований службы. Центры сейсмоопасных регионов должны иметь высокую степень постоянной готовности, иметь ресурсы автономного функционирования сил и средств до прихода помощи извне. Только в этом случае можно рассчитывать на сокращение сроков оказания неотложной медицинской помощи наибольшему числу пораженных.

Национальная система медицинской помощи при бедствиях

    При массовых бедствиях ресурсы территориальной системы экстренной медицинской помощи могут быть повреждены или разрушены. В этом случае подключается система медицинской помощи при бедствиях соответствующего уровня. Действия к подобным вмешательствам планируются заранее. План разрабатывается по сценарию сильного землетрясения приводящего к значительным жертвам, включающих тысячи мгновенно погибших и сотни тысяч тяжело пострадавших, требующих госпитализации. Планирование контролируется Минздравом, социальной службой, МО, МЧС (ГО). Помимо этого данная система укрепляется созданием адекватного количества медицинских бригад быстрого реагирования (реанимационные бригады) способных прибыть в очаг бедствия в течение 1 часа. Прибывают бригады из Центров медицины катастроф, расположенных поблизости многопрофильных, травматологических больниц, а если их недостаточно, то из дальних ЛПУ. Каждая бригада должна находиться на полном само обеспечении и автономности в работе, быть достаточно небольшой для размещения в вертолете. Задачей этих бригад является проведение мероприятий непосредственно на месте происшествия до стабилизации состояния пострадавших, а так же их сортировка и управление эвакуацией. План предусматривает создание крупных подвижных полевых госпиталей с достаточным реанимационным потенциалом за счет входящих в его состав полевых реанимационных бригад с экстренной операционной.

Центры и больницы должны обеспечить выезд (вылет) опытных ренимационно - хирургических, реанимационно - травматологических бригад и замену ими персонала в больницах персоналом по вызову по системе второй и третьей очереди, который будет оказывать помощь наиболее тяжело пострадавшему эвакуированному контингенту. В некоторых случаях реанимационные мероприятия и экстренные операции могут выполняться в полевых условиях с использованием передвижных ОИТ или подвижных комплексов операционная - ОИТ, размещенных на вертолетах и самолетах санитарной авиации. Все члены бригады должны быть из одной больницы т.к. им придется работать вместе.

  Медицинская служба Министерства обороны.Военные врачи в мирное время должны участвовать в планировании ЭМП и приобретать опыт в области экстренной медицины в гражданских интенсивно работающих стационарах. Для СЭМП так же требуется план широкомасштабного использования воздушного транспорта, главным образом вертолетов, и эвакуации пострадавших с помощью ресурсов вооруженных сил. Основным препятствием для оказания эффективной помощи при массовых поражениях является отсутствие координирующего авторитетного руководства учреждений и лиц, оказывающих помощь. В орган управления и координации на месте бедствия должны входить по меньше мере по 1 медицинскому и 1 немедицинскому (военному или государственному) сотруднику и работать они должны только вместе. Необходимо чтобы на месте бедствия их можно было легко распознать.

Для изучения и развития экстренной помощи при массовых поражениях рекомендуется сотрудничество между странами в разработке планирования. Благодаря международной унификации этих планов, оборудования и материалов (сил и средств) средств связи и обучения персонала будет значительно легче оказывать помощь через национальные границы достаточно рано, чтобы спасти жизни людей. Оказанию международной помощи при значительных последних катастрофах часто препятствовали бюрократические органы власти, вследствие чего прибывшие слишком поздно (через 48 часов) с самыми добрыми намерениями многочисленные добровольцы обнаружили, что спасать уже некого. Нередко от добровольцев, не обладающих необходимым опытом и знаниями по спасению пострадавших и не снабженных соответствующим оборудованием, вреда больше, чем пользы.

Многие считают, что планирование ЭМП и оказание помощи должно осуществляться главным образом военными, поскольку военная медицина является единственной системой, всегда находящейся в состоянии боевой готовности и уже финансируемой. Министерство обороны имеет самый большой потенциал воздушных и наземных перевозок для прибытия на место катастрофы и эвакуации пострадавших. Преимущества военной медицины:
-способность к быстрому реагированию,
-наличие средств связи,
-обученный медицинский персонал, необходимое оборудование и материалы,
-авиационный и наземный транспорт,
-технология извлечения пострадавших из завалов и спасения их жизни,
-четкое руководство и организация, требующиеся для нуждающихся в ЭМП жертв при массовых бедствиях.

    Хотя в разработке планов принимают участие гражданские и военные специалисты, переход на военную модель оказания медицинской помощи считается малоцелесообразным. Военная модель основывается на десантных и боевых операциях, планируемых заблаговременно (от недель до года) с относительно прогнозируемой заранее нагрузкой по оказанию помощи пострадавшим, постепенно появляющимся в течение периода от нескольких дней до недель. С другой стороны массовые бедствия внезапно и неожиданно могут привести к к тысячам пораженных. Очевидно, что в этих двух случаях материально-технические и мобилизационные потребности будут различными и наибольшее воздействие окажет немедленное реагирование местных и территориальных служб скорой помощи, способных мобилизовать свои ресурсы и резервы значительно быстрее от нескольких минут до нескольких часов. В то время как внешняя помощь может прибыть через 24-48 часов. Однако активное вовлечение военных, особенно военной медицины, в планирование ЭМП и готовности к реагированию желательно с точки зрения материально-технического, экономического и гуманного аспектов. Роль транспортировки авиационным транспортом возрастает, поскольку при бедствиях подъезды по автомобильным дорогам часто становится невозможным или недоступным для машин скорой помощи. Подобный план является частью гражданской обороны, связанный с вооруженными силами во многих странах.

Наверх

Hosted by uCoz