ВСЕ О ГОМЕОПАТИИ
О гомеопатии

...о гомеопатии

Принципы

Актуальность

Здоровье

Наследственность

Конституция

Заболевания

Астрология

Скорая помощь

Травмы

Неотложная
    помощь при других
     состояниях

Кашель, простуда

Желудочно-
    кишечные
    расстройства

Почта




Вопросы по гомеопатической философии Основной словарь: Жизненная сила

(Журнал "Homeopathy Today" Национального Центра Гомеопатии США, апрель, 2001, выпуск 21, №4, стр. 28-29)
Джон Ланстрот

Это вторая статья из серии, посвящённой фундаментальным концепциям гомеопатической философии: жизненная сила, болезнь, препарат и закон подобия; здесь обсуждаются некоторые аналогии и метафоры для понимания связи между ними.

Врачи и другие мыслители с давних времён сталкивались с проблемой объяснения жизни. Что такое жизнь? Что разделяет бытие и небытие? Какова разница между моей сестрой и книгой на полке? До второй половины XIX-го века (1860-1900 гг.) самым распространённым и широко признанным объяснением был витализм. Витализм объясняет, что существует живительная энергия или жизненная сила, которая оживляет все живые организмы. Он говорит, что если живительная энергия оставляет тело, тогда наступает смерть. Для жизни необходим и организм, и жизненная сила.

Витализму был нанесён серьёзный и длительный удар общей теорией эволюции Дарвина. Он опубликовал свой труд в 1859 г., около 17 лет спустя после смерти Ганеманна. Теория Дарвина предложила совсем другое объяснение жизни. Она говорит, что жизнь возникла путём случайного соединения химических веществ в первичном "супе" миллиарды лет назад. Его теория широко используется сегодня для объяснения жизни как механического результата химических взаимодействий. Другими словами, мистическая жизненная сила уже не требуется для объяснения того, почему живые существа движутся и имеют самосознание. Это объяснение жизни называется материализм.

Материализм классифицируется философами как метафизика. Это значит, что существует мало доказательств, подтверждающих данное убеждение, или же они вообще отсутствуют. Сейчас существует очень спорный, но интересный аргумент, распространённый в научном сообществе, о том, является или не является пост-дарвинистская общая теория эволюции "фактом". Хотя эволюционисты любят обливать грязью тех, кто не верит в теорию, как они, с легким налётом "креационизма", это действительно скрывает очень глубокую и, на сегодня, непреодолимую проблему: доказательство в поддержку общей теории эволюции - исключение, а не правило.

Витализм также считается метафизикой, другим объяснением жизни, основанным на вере, а не на факте. Я склоняюсь к тому мнению, что у витализма больше доказательств, чем у общей теории эволюции, потому что жизненная сила до некоторой степени может быть напрямую испытана. Это необязательно квалифицирует опыт как "факт", согласно ортодоксальным учёным, но он эмпиричен.

Во времена Ганеманна существовал небольшой спор о том, является ли витализм "основанным на фактах" или нет. Он был таким же "действительным", как и любая другая теория. В наши дни доминирующим объяснением жизни является материализм, и он утверждает как факт, что витализм не является действительным. Эти две теории несовместимы. Никто не может быть одновременно материалистом и виталистом.

Это создало большие проблемы для виталистов, потому что материалисты решили, что так как то, что нельзя измерить не существует, то нельзя использовать концепцию жизненной силы для объяснения чего-либо. Решение того, что жизненная сила не существует, является частью метафизической веры в материализм. Механизмы решения того, является ли что-либо фактом, были сформированы так, как если бы жизненная сила не существовала. Поэтому для этих механизмов очень трудно установить меры измерения, относящиеся к жизненной силе. Когда сегодня проводят эксперименты, которые показывают эффективность нематериальных разведённых и потенцированных веществ, таких, которые используются в гомеопатии каждый день, все объяснения лежат в материальной сфере. В мире ортодоксальной науки жизненная сила просто не существует.

Не все гомеопаты верят в жизненную силу, и, действительно, подобная вера необязательна для того, чтобы успешно практиковать гомеопатию. Это одно из преимуществ гомеопатии - она работает в независимости от того, во что вы верите. Однако большинство гомеопатов сегодня используют жизненную силу для объяснения того, что они наблюдают, поэтому важно иметь основное понятие о том, на что они ссылаются.

Описание Ганеманна

Ганеманн, основатель гомеопатии (1755-1843 гг.), описал жизненную силу здоровья в параграфах 9 и 10 "Органона" (6-е издание).

§9: При здоровом состоянии у человека духовная жизненная сила (автократия), динамика, которая оживляет материальное тело (организм), имеет неограниченное влияние и сохраняет все части организма в восхитительном, гармоничном, живом функционировании; это касается и чувств, и функций, и наш постоянный, обоснованный разум может свободно использовать эту жизнь (существование), - здоровый инструмент - для более высокой цели нашего существования.

§10: Материальный организм без жизненной силы неспособен чувствовать, функционировать, неспособен на самосохранение*; он получает всю чувствительность и выполняет все функции жизнедеятельности единственно путём нематериального существования (жизненный принцип), которое оживляет материальный организм в здоровье и в болезни.

*Он (организм) мёртв и подчинён только силе внешнего физического мира; он разлагается и снова распадается на свои химические составляющие.

По этим двум параграфам можно многое сказать, но мы сделаем следующие обобщения: жизненная сила - это нематериальная энергия, которая регулирует, регенерирует и репродуцирует организм согласно характерным формам каждого вида.

Другими словами, если нарушается химический баланс крови из-за того, что вы что-то съели, жизненная сила подводит его к норме человеческого существования. В эмбриональной стадии существования она проверяет, являются ли лёгкие человеческими лёгкими, как это определено нашей наследственностью. Она руководит созреванием женщины до репродуктивной стадии и т. д. Она удостоверяется в том, что цель человеческого существования может быть достигнута.

Ощущение жизненной силы

Мы объясняли жизненную силу словами, но что же это на самом деле, как о ней непосредственно можно узнать? Китайцы также основывают свою систему медицины на энергии, которую они называют "чи" (иногда произносится как "ки"). Они изучают её уже тысячи лет и разработали целую технику определения, накопления и контролирования жизненной силы для сохранения здоровья. Ганеманн также говорил, что жизненную силу можно непосредственно испытать. Он открывает это в параграфах 288 и 289, в которых он обсуждает то, что называет месмеризмом.

Жизненная сила существует и в организме, и в атмосфере. Почувствовать жизненную силу для большинства людей легко. Просто поднимите ваши руки над головой и держите их на расстоянии дюйма друг от друга. Вы почувствуете, что что-то происходит - лёгкое покалывание, или теплоту или другое чувство, которое ощущается как энергия. Если вы медленно раздвинете руки, вы часто можете чувствовать что-то похожее на эластичность между вашими руками, мягкое чувство сопротивления разделению рук. Попытайтесь не давать им соприкасаться. У вас могут быть другие ощущения - сгустки энергии вокруг рук, или какие-либо другие ощущения, которыми жизненная сила говорит о себе вашему разуму. Энергия должна становиться сильнее, чем дольше вы делаете это в расслабленном состоянии.

Это не конец истории, хотя жизненная сила имеет и явные проявления, которые можно почувствовать руками, и имеет очень неясные проявления, которые скрываются в природе мыслей. Именно энергия существует в широком спектре частот. Однако ни одна из этих частот не может быть измерена механическими инструментами человека. Вот что имел в виду Ганеманн, когда говорил, что они (частоты) нематериальны. На более низком уровне энергии, которую можно почувствовать руками, жизненной силой можно манипулировать при помощи электромагнитной энергии, при помощи пищи, которую мы едим, при помощи того, о чём мы думаем, а также при помощи многих других вещей.

Однако важно помнить - это не значит, что жизненная сила является физической силой, такой как электромагнетизм. Это не так. Именно по этой причине не следует ожидать, что она будет следовать всем законам того, что известно как природа. Законы природы, с которыми мы знакомы, управляют веществами, измеряемыми современной наукой, так как эти законы сами по себе основаны на измерениях. Если что-то, например, жизненная сила, не может быть измерено, тогда объяснения, основанные на измерениях, не могут быть применены. Как гомеопаты мы узнаём о различных типах измерений; мы учимся принимать как данное наш опыт обращения с нематериальными веществами, такими как гомеопатические препараты. Так как мы принимаем различные типы данных - наш опыт - мы можем говорить серьёзно и с некоторой долей уверенности о нематериальной жизненной силе.

Значит ли это, что существует общепринятое объяснение того, что это такое? Нет. Ещё до времён Дарвина, до 1859 г. существовало общее мнение, что жизненная сила происходит от святости (божественного происхождения). Небольшое размышление над тем, что это значит, если общая теория эволюции Дарвина неправильна, может открыть нам глаза. Невзирая на тот факт, что многие люди не уверены, откуда происходит жизненная сила, и во всех её проявлениях и энергии, это не останавливает их от признания её существования и важности в понимании и объяснении жизни.

Как гомеопаты мы, в конечном счёте, заинтересованы в том, чтобы помогать другим и нам самим оставаться здоровыми путём использования гомеопатических препаратов. Наша специальность не хирургия, не хиропрактика, не акупунктура или какая-либо другая техника лечения. Наша область это определённый совет по жизненному стилю и использованию разведённых, потенцированных препаратов для устранения болезни. В процессе познания того, как использовать препараты, и в процессе изучения истории, философии и техники гомеопатии, естественно возникает вопрос, в чём конкретно заключается связь между жизненной силой, заболеванием и препаратом.

В следующей статье мы рассмотрим концепции заболевания и препарата в "Органоне" и заложим фундамент для изучения закона подобия и различных путей его понимания.


Copyright © Krasnodar Regional Homoeopathic Center 2002

Болезнь и жизненная сила

(Статья из журнала "Гомеопатия сегодня" Национального Центра Гомеопатии, США. Май, 2001 г., выпуск 21, №5, стр. 28-29)

Джон Ланстрот

Это вторая статья из серии, посвящённой фундаментальным концепциям гомеопатической философии: жизненная сила, болезнь, препарат и закон подобия.

Эта статья посвящена изучению идеи заболевания Ганеманна и продолжению развития темы жизненной силы.

Ганеманн много раз обращается к идее заболевания. Ведь его "Органон Врачебного искусства" является руководством для понимания и лечения заболеваний. Из 291 параграфа Органона только два (§§9 и 10) описывают нормальное, или здоровое состояние человека.

Болезнь известна и определяется по симптомам. Что такое симптом? Симптом это либо что-то, испытываемое телом или разумом, известное как ненормальное, либо что-то ненормальное, наблюдаемое в теле или разуме. Симптом это что-то известное пациенту, видимое врачом, или и то и другое. (§6)

Цель аллопата (ортодоксального врача) и гомеопата одна и та же: устранение симптомов и их причин. Гомеопат, однако, видит живой организм несколько по-другому, чем аллопат. Аллопат видит очень сложный механизм и будет лечить пациента, основываясь на этой модели, то есть химически или механически. Гомеопат видит организм как взаимодействие жизненной силы с телом. (Для целей этой статьи слово "тело" будет включать эмоции и разум).

Расстроенная жизненная сила

Как возникает расстройство жизненной силы? Болезни могут возникать из-за травмы, по эмоциональным/ментальным причинам, физическим причинам или комбинации таковых. Жизненная сила может сохранять гомеостаз - регенерировать и регулировать согласно с нормой; поэтому расстраиваемое влияние должно быть достаточно сильным, чтобы преодолеть эту способность и вызвать заболевание. Жизненная сила может исцелить такие вещи, как порезы и царапины, или регулировать уровень кислорода в крови во время упражнений и т. д.

Подобные отклонения от нормы не являются заболеваниями, и они отличаются от того, что часто называют "незначительное нарушение" или локальные болезни, такие простуды. Для незначительных отклонений и локальных заболеваний часто не требуется врач. Однако если травма серьёзна или жизненная сила напрямую связана с повреждающим влиянием, в этом случае возникает заболевание, требующее обращения к врачу.

К сожалению, хотя идея заболевания как расстройства жизненной силы не очень сложна для понимания, когда кто-то открывает Органон, он обнаруживает, что Ганеманн определяет и использует это слово по-разному.

Многочисленные определения болезни Ганеманна

Ганеманн определял или использовал слово "болезнь" для обозначения:

  1. Расстройства жизненной силы (§§16, 31, 282);
  2. Только симптомов (§12);
  3. Расстройства жизненной силы совместно с симптомами (§17)
  4. Целостности симптомов (§§12, 15,17, 18);
  5. Препарата.

Легко заметить, что ключевым различием, на которое делается акцент, является различие между болезнью и симптомами. Почему необходимо отличать симптомы от заболевания? Это делается и аллопатами и гомеопатами, но совершенно разными путями. Аллопат ведёт заболевание и оценивает симптомы. Если у пациента воспалённые больные десны, связанные с зубами, повышенный уровень сахара в крови и хроническая боль в плечевых суставах, аллопат будет анализировать симптомы, связанные с различными системами организма и с механическим происхождением, а затем определит название болезни по каждому состоянию. Пациенту могут поставить диагноз, определяющий три различные болезни: зубной абсцесс, диабет и артрит. Аллопат будет затем лечить каждое заболевание раздельно, предписав антибиотики для зубов, возможно, диету для регулирования уровня сахара в крови и противовоспалительное от болей в суставах. Аллопат видит три различных заболевания, каждое из которых состоит из обычных симптомов заболевания. Итак, для аллопата существует три компонента в лечении заболевания: (1) симптомы, (2) категория заболевания, основанная на симптомах, и (3) препарат, назначаемый на основе категории заболевания (не симптомов).

Гомеопат поступает по-другому

Гомеопат также берётся за дело и оценивает симптомы, но для него важно рассмотреть историю болезни более детально. Это первое различие. Гомеопат должен делать это, потому что то, как он будет поступать с симптомами, отлично от того, что делает аллопат. Гомеопат будет также анализировать симптомы как модели заболевания, но у него не такие категории заболевания, как у аллопата. Категориями заболевания для гомеопата являются сами препараты. Поэтому у него только два из трёх компонентов: (1) симптомы и (2) заболевание/препарат. У гомеопата отсутствует абстрактная вторая категория названия заболевания.

Аллопат и гомеопат могут оба исключать определённые симптомы из оценивания. Например, аллопат наверняка исключит боль в суставах из диагностирования абсцесса зубов. Гомеопат пользуется другой моделью для определения того, какие симптомы включить или исключить (т. е. какие симптомы составляют "картину заболевания"), потому что он не использует категории заболевания. Гомеопат в этом гипотетическом случае сталкивается с симптомами во рту, некоторыми клиническими симптомами, представленными работой крови и болью в плечевых суставах. Вдобавок гомеопат получает много другой информации из истории болезни пациента, связанной со временем дня и другими характеристиками симптомов, называемых "модальности".

Также как и аллопатия разработала высокодетализированные данные для описания или подтверждения симптомов, гомеопатия разработала за 210 лет высокодетализированный язык для описания и разграничения различных ощущений и наблюдений, которые составляют симптом. Полный симптом включает (1) местоположение, (2) ощущение и (3) модальности. Некоторые гомеопатические мыслители также связывают (4) сопутствующие обстоятельства с симптомами. Для диагностирования гриппа аллопат будет удовлетворён докладом о том, что у пациента насморк, высокая температура и боли. Однако для гомеопата эта информация была бы близка к бесполезной. Гомеопату потребуется узнать больше о симптомах, чтобы сделать различие между многочисленными препаратами, имеющими эти симптомы. Гомеопат должен развивать и его навыки ведения истории болезни и способность понимать симптомы, чтобы хорошо описывать. Аллопат, с другой стороны, ценит способность использовать общие (обычные) симптомы для установления названия болезни, исходя из которых он затем делает назначение. Для гомеопата полный симптом содержит так много характеризующей информации, что говорится - хорошее назначение может быть сделано только с двумя из них.

Гомеопат также ищет образцы среди симптомов. Этот образец будет включать в зависимости от обстоятельств настолько много полных симптомов, насколько это возможно и столько других характеризующих наблюдений, сколько их существует. Некоторым симптомам, таким как необычные, придаётся более сильный акцент. Этот образец называется в "Органоне" "целостность" симптомов или "картина заболевания". Как только целостность симптомов обнаружена, гомеопат сравнивает симптомы, составляющие целостность, с симптомами различных препаратов, в конце концов, выбирая препарат, наиболее соответствующий целостности. Заметьте, соответствие включает целостность или картину заболевания, а не все симптомы или какую-нибудь категорию заболевания (говоря вообще).

Исключение

Существует спорное исключение из идеи того, что гомеопаты не используют категории заболеваний. Теория миазмов Ганеманна, в общем, принимает то, что существует четыре, или около того, категории заболевания, известных как миазмы. Знание миазмов предназначено для помощи при выборе картины заболевания и, таким образом, ограничения выбора препарата к определённым лекарствам, имеющим картины симптомов, сходные с миазмами. Это является спорным, так как отличается от аллопатических категорий заболевания только по степени, а не по определению. Это противоречит данным, впервые представленным Ганеманном публике в его "Хронических болезнях", том 1, 1828 г.

Каждое отдельное определение заболевания, найденное в "Органоне", служит различным целям. Терапевтическое руководство Ганеманна содержит не только объяснение гомеопатии, но и инструкции по применению. Итак, первое определение, описанное выше, что болезнь является расстройством жизненной силы, это одно из определений, предназначенных для понимания теории гомеопатии. Именно это расстройство может быть определено только по картине симптомов, что и является болезнью. Другими словами, заболевание вызывает симптомы, но это не симптомы как таковые, хотя его можно узнать тоже только по симптомам.

С практической точки зрения, так как болезнь существует из-за присутствия симптомов, она может быть определена только по целостности симптомов, и устранение её симптомов можно узнать лишь по их отсутствию, заболевание как модель симптома (определение №2) является функциональным определением.

Итак, первое определение используется для объяснения лечения и исцеления, а второе используется для объяснения того, как в действительности выбирается препарат. Препарат устраняет расстройство жизненной силы (заболевание). Препарат выбирается на основе картины симптомов (заболевания), и успешное лечение узнаётся по отсутствию симптомов. Следовательно, когда симптомы исчезают, становится известно, что заболевание было устранено из жизненной силы. И наоборот, устранение расстройства означает устранение симптомов (§§29, 45, 68). Это становится очень важным моментом, когда мы анализируем то, что известно как "вторичное действие", предмет, который мы рассмотрим позднее в этой серии статей.

В следующей статье будет обсуждаться идея гомеопатического препарата.

При копировании материалов ссылка на "Краснодарский Краевой Центр Гомеопатии" обязательна.
Copyright © Krasnodar Regional Homoeopathic Center 2001




Hosted by uCoz