Служба крови в медицине катастроф  На главную страницу


 СЛУЖБА КРОВИ В МЕДИЦИНЕ КАТАСТРОФ

Нормативно-законодательная база службы крови:


Организация донорства при чрезвычайных ситуациях

      Повышение качества и оперативности оказания трансфузиологической медицинской помощи пострадавшему населению кровью, ее компонентами и препаратами обеспечивает снижение смертности и инвалидности при катастрофах и других чрезвычайных ситуациях. Заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов осуществляют организации здравоохранения любой организационно-правовой формы при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Для создания современной трансфузиологической службы необходимы значительные финансовые ресурсы. Однако, непроизводительные, недостаточно контролируемые станции переливания крови, неправильное и нерациональное использование заготовленной крови с точки зрения общего бюджета здравоохранения стоят дороже, чем хорошо организованная служба. Донорская кровь - ограниченный национальный ресурс, и поэтому необходимо максимально эффективно использовать каждую сданную дозу крови.

При донорстве крови существует возможность инфицирования донора, реципиента крови и медицинского работника инфекционными заболеваниями, передаваемыми при донорстве. Наиболее опасными из них являются: вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, сифилис, токсоплазмоз, малярия. Для обеспечения инфекционной безопасности крови необходима совокупность мер, предпринимаемых во избежание недопустимого риска, определенного наличием и передачей инфекций на всех этапах донорства крови от донора до реципиента.

Использование более дорогого специализированного оборудования и одноразовых полимерных контейнеров, систем для трансфузии, шприцев для донации и фракционирования крови, позволяют исключить бактериальное загрязнение, увеличить выход компонентов из дозы цельной крови, сделать процедуру безопасной для донора и медицинского персонала, оказываются в конечном итоге более дешевыми и эффективными для здравоохранения города в целом.
В настоящее время наиболее эффективными мерами по обеспечению инфекционной безопасности компонентов и препаратов крови являются: карантинизация свежезамороженной плазмы сроком до 6 месяцев и удаление лейкоцитов из эритросодержащих сред. Лейкофильтрация эритросодержащих сред при заготовке, криоконсервирование эритросодержащих сред, аппаратные методы плазма-цитафереза, карантинизация плазмы позволяют соблюсти требования мировых стандартов и 100% инфекционную безопасность для пациентов, сохранить здоровье донора. Обеспечение учреждения здравоохранения аппаратами для интраоперационной реинфузии и лейкофильтрами, совершенствование системы профилактики посттрансфузионных осложнений у пациентов путем внедрения стандартов трансфузиологической помощи, переливание качественных и инфекционно безопасных трансфузионных сред позволят сократить пребывание пациентов на стационарном лечении, снизят уровень инвалидизации и смертности населения города. Расширение объемов Банка долговременного хранения компонентов крови гарантирует их неприкосновенный запас на случай чрезвычайных ситуаций и катастроф.

Структура службы крови Республики Беларусь

Республиканский научно-практический центр гематологии и трансфузиологии - головной в службе крови страны научный, производственный и методический центр, в первую очередь по уровню применяемых технологий и качеству получаемых препаратов.
В настоящее время в Республике функционируют:
6 областных станций переливания крови,
13 городских станций переливания крови,
42 отделения переливания крови при больницах, из них 6 – в Минске.
Станции переливания крови в областях перспективно будут носить профильный характер. Сеть этих учреждений создана с таким расчетом, чтобы в ближайшую станцию переливания крови можно было прибыть через 40 мин. – 1 час, то есть не более 50 – 60 километров.



Расчет запасов крови и ее препаратов


Ежедневный запас равен общей заготовке крови и ее компонентов по плану потребности ЛПУ на год и деленный на количество рабочих дней. На основании данного норматива готовится план задания станциям переливания крови и отделениям ПК при больницах. В течение 3 часов организована доставка в любой регион РБ силами РЦЭМП (санавиация). Для доставки привлекают весь парк машин центра и областей.

Нормы расхода компонентов и препаратов крови для профилированных педиатрических коек составляют 30 процентов от взрослых. Резерв на случай чрезвычайной ситуации рассчитывается по всей номенклатуре компонентов и препаратов в количестве 15 процентов от объема потребностей коечного фонда.

“В случаях стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств на всей территории РБ или в отдельных ее местностях организация донорства крови и ее компонентов осуществляется в установленном порядке. Порядок обмена донорской крови, ее компонентов и препаратов из донорской крови с зарубежными организациями устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Донорская кровь, ее компоненты и препараты из донорской крови могут вывозиться за пределы Республики Беларусь в случае оказания экстренной гуманитарной помощи при экстремальных ситуациях, а также реализовываться государственными организациями здравоохранения при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого Министерством здравоохранения Республики Беларусь, только в случае полного удовлетворения в них потребностей системы государственного здравоохранения Республики Беларусь и по разрешению Правительства Республики Беларусь. Нормативы обязательного обеспечения потребностей системы государственного здравоохранения донорской кровью, ее компонентами и препаратами из донорской крови, в том числе с учетом необходимости создания резервов на случай чрезвычайной ситуации, утверждаются Правительством Республики Беларусь”. Статья 17. Закона Республики Беларусь 12 ноября 2001 г. N 58-З "О донорстве крови и ее компонентов"

Организационный аспект

Прогнозирование чрезвычайной ситуации
• Уточнение списков доноров из числа населения.
• Подготовка доноров обслуживающего персонала больниц.
• Определение пунктов сдачи крови для пострадавших.
• Проверка реальности плана взаимодействия со службой скорой медицинской помощи и ЛПУ.
• Отработка взаимодействия со средствами массовой информации городского, районного, областного и республиканского уровней.
• Специальная подготовка сотрудников и персонала выездных бригад.
В течение года акцентировать подготовку врачей и фельдшеров станций (отделений) скорой медицинской помощи, закрепленных за определенными участками автодорог, по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим в связи с дорожно-транспортными происшествиями, обратив особое внимание на выведение из шокового состояния, восполнение кровопотери, восстановления деятельности сердца, органов дыхания и другие реанимационные мероприятия.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации, станция должна единовременно обеспечить необходимой донорской кровью пострадавших, не снижая поставки крови в городские больницы.
• Выездные бригады областной станции переливания крови.
• Пункты сдачи крови для пострадавших.
• Развертывание передвижных пунктов приема крови в зданиях и помещениях.
• Средства массовой информации передают обращения к населению, конкретизируя расположение пунктов приема крови.
Далее, в течение суток станции переливания крови привлекают необходимое количество доноров дополнительно.


Hosted by uCoz