В решении задач защиты, сохранения жизни и здоровья населения в чрезвычайных ситуациях решающее значение имеет четко организованное медицинское обеспечение при возникновении катастроф природного и техногенного характера.
Медико-санитарное обеспечение населения в ЧС представляет совокупность мероприятий по охране здоровья населения и поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия в очагах катастроф, на маршрутах и этапах эвакуации населения и районах его расселения (отселения), по своевременному оказанию экстренной медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуации и лечению с целью уменьшения случаев летальности, инвалидизации и восстановлению трудоспособности. Медико-санитарное обеспечение населения в ЧС включает в себя лечебно-эвакуационные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые службой медицины катастроф при ликвидации медико-санитарных последствий при возникновении ЧС.
В системе лечебно-эвакуационных мероприятий предусматривается оказание первой медицинской, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи, лечение пораженных и больных в зависимости от вида и масштаба ЧС, характера медико-тактической обстановки, наличия и состояния готовности сил и средство службы медицины катастроф.
Санитарно-гигиенические мероприятия проводятся в зоне ЧС, на путях и этапах медицинской эвакуации пораженных и больных, в районах расселения людей, эвакуируемых из очагов катастроф, и должны обеспечивать санитарно-гигиеническое благополучие при организации питания, водоснабжения, размещения, труда и отдыха персонала, занятого на спасательных работах при ликвидации последствий в ЧС, а также населения, пораженных и больных.
Противоэпидемические мероприятия проводятся с целью предупреждения возникновения эпидемических очагов, а при их возникновении - локализации и ликвидации очагов инфекционных заболеваний.
Планирование лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий осуществляется путем обработки согласованного с соответствующими ведомствами органами здравоохранения и службами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций документа-плана медико-санитарного населения в чрезвычайных ситуациях.
Основным принципом планирования медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях является преемственность на всех уровнях. А также единое понимание организации и тактики проведения лечебно-эвакуационных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении стихийных бедствий, аварий и катастроф, вспышек массовых инфекционных заболеваний.
План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС отражает содержание и объем проводимых мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий прогнозируемых ЧС в масштабе всей территории, отдельных городов и районов и является исходным документом для определения потребностей и финансирования, медицинского снабжения, материально-технического и транспортного обеспечения планируемых мероприятий.
Цели планирования:
· повышение оперативной готовности службы медицины катастроф;
· наиболее рациональное распределение и использование кадров медицинских работников и организация их целевой подготовки к выполнению функциональных обязанностей в условиях чрезвычайных ситуаций;
· обоснованное с учетом необходимой достаточности, создание и подготовка медицинских формирований, коечной сети в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий при возникновении ЧС;
· организация управления силами и средствами службы медицины катастроф на основе разработанного плана медико-санитарного обеспечения населения и с учетом конкретной обстановки при возникновении ЧС.
Основанием для планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС является задание и приказ вышестоящего органа управления здравоохранения по подчиненности. Задание является нормативным документом, определяющим количество и состав создаваемых сил и средств службы медицины катастроф, и выдается в письменной форме за подписью должностного лица, уполномоченного на его выдачу.
В приказе на организацию планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС определяется состав группы разработчиков и сроки разработки планирующих документов, порядок их согласования и представления на утверждение, сроки экспертной проверки реальности отработанного плана и внесения в него соответствующих корректив.
План отрабатывается в 3-х экземплярах, которые хранятся: первый экземпляр - в органе управления здравоохранения административной территории (УЗО), второй - в территориальном центре медицины катастроф, третий - в ЛПУ.
План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС отрабатывается на карте с приложением пояснительной записки и карт организации медико-санитарного обеспечения по каждой наиболее вероятной чрезвычайной ситуации (землетрясения, химической аварии, радиационной аварии и др.) На карту могут наноситься другие данные, отражающие особенности данной территории, службы медицины катастроф.
В пояснительной записке отражаются:
Выводы из прогнозируемой медико-тактической обстановки, возможные санитарные потери населения, выход из строя медицинских учреждений, потери медицинского персонала, влияние обстановки на организацию медико-санитарного обеспечения населения (приложения 1, 2).
Краткая характеристика органов и учреждений здравоохранения территориального и ведомственного подчинения, являющихся базой создания службы медицины катастроф. Дислокация органов и учреждений здравоохранения, в том числе и ведомственного подчинения.
Задачи службы медицины катастроф с учетом прогнозируемой обстановки и имеющихся возможностей по созданию ее сил и средств.
Силы (формирования, учреждения, подразделения) службы медицины катастроф территориального и ведомственного подчинения с указанием сроков приведения их в готовность (приложения 3-6).
Организация снабжения созданных формирований и медицинских учреждений (коечной сети) медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом, кровью и ее препаратами (приложения 7-11).
Организация транспортного обеспечения формирований и учреждений службы медицины катастроф, в соответствии с проводимыми службой мероприятиями (приложение 12).
Организация защиты персонала службы медицины катастроф от воздействия поражающих факторов при возникновении чрезвычайных ситуаций (приложение 13). При планировании (в зависимости от прогнозируемой медико-тактической обстановки) эвакуации лечебно-профилактических учреждений отрабатывается расчет транспорта для их эвакуации (приложения 14,15).
Организация материально-технического, продовольственного снабжения формирований и учреждений службы медицины катастроф при ликвидации медико-санитарных последствий (с указанием порядка технического обслуживания транспорта, снабжения горюче-смазочными материалами, продовольственными товарами и водой, средствами связи, вещевым и другим имуществом).
Организация и содержание мероприятий с введением режима повышенной готовности с учетом прогнозируемой медико-тактической обстановки и особенностей территориального и ведомственного здравоохранения:
a) мероприятия общего характера;
b) мероприятия в зависимости от видов прогнозируемых чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного характера) для данной административной территории (приложение 16).
Организация и содержание мероприятий с введением режима чрезвычайной ситуации:
a) мероприятия общего характера;
b) мероприятия в зависимости от видов прогнозируемых чрезвычайных ситуаций характерных для данной территории (приложение 17).
Организация взаимодействия территориальной службы медицины катастроф с органами управления, учреждениями и формированиями здравоохранения ведомственного подчинения, имеющимися в границах территории, с силами гражданской обороны объектов.
Организация управления силами и средствами службы медицины катастроф с указанием органов управления, сроков приведения их в готовность, порядка представления донесений.
План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях подписывается руководителем центра медицины катастроф, согласовывается с заинтересованными органами управления ведомств, участвующих в ликвидации ЧС, и утверждается руководителем органа управления территориального здравоохранения