ПОЛУЧЕНИЕ СИГНАЛА О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
При поступлении звонка о ЧС в приемное отделение ЛПУ, дежурный врач, прежде всего, оценивает значимость информации для внесения коррекции в работу. Представляет ли информация о ЧС угрозу для работы больницы в обычном режиме (террористический акт, нарушение устойчивости работы) или подразумевает интенсивную работу ЛПУ в плане ликвидации последствий произошедшей ЧС (катастрофы), либо это информационное сообщение о возможном массовом поступлении пациентов в приемное отделение в результате ЧС.
Оценка информации - напряженный, быстрый, высокоинтеллектуальный и весьма ответственный этап работы врача приемного отделения. От результатов этого процесса зависит практически вся дальнейшая, интенсивная деятельность медицинского персонала всей больницы, в случае ликвидации последствий ЧС. Очевидность трудности поиска разумного решения дежурным врачом очевидна.
Принято сообщение о скором поступлении в приемное отделение массового количества пораженных лиц из очага ЧС. Как поступить? Одним звонком главному врачу, можно запустить весь огромный механизм подготовки клиники к работе в режиме чрезвычайной ситуации. А если звонок ложный? В этом случае дежурный врач приемного отделения, на ковре в кабинете главного врача, может услышать о себе много нового и необычного!
Сомнению не подлежит звонок от диспетчера СМП (профессиональное сообщение). Совсем иной подход к идентичной информации, но поступающей от свидетеля произошедшей ЧС, по городскому таксофону (паника, сумбур, бессвязность, шум и самое основное - достоверность).
Телефонных звонков за суточное дежурство поступает более чем значительное количество, в том числе ошибка набора номера, шалость, баловство, справки, консультации, сообщения и пр. В этом информационном потоке оценка значимости поступившей информации, является критерием профессионального мастерства дежурного персонала приемного отделения.
Идентификация абонента имеет первостепенное значение. Кто звонящий?: официальное лицо, исполняющее должностные обязанности, свидетель происшествия или ЧС, пострадавший, постороннее лицо которое попросили позвонить. Вариабельность позвонивших лиц огромна и в каждом конкретном случае необходим индивидуальный, конкретный подход к анализу ситуации.
Подтверждение сигнала о ЧС имеет бесспорную важность. От этого зависит, будет ли ЛПУ работать в режиме ЧС или продолжит повседневную деятельность в обычном порядке (при ложной и не подтвержденной информации). Достигается подтверждение - обязательной проверкой поступившего звонка по факту ЧС и дополнительной информацией от дежурного персонала министерств и ведомств.
Сигнал подтвержден. Максимальное количество информации о ЧС получается при конкретизации основных вопросов что, где, когда, кто и самое основное почему? Ответы на данные вопросы являются высокоинформативными как в плане возможно дополнительного проведения медицинской разведки очага поражения, так и в плане доклада вышестоящему координатору (организатору здравоохранения). После предварительной оценки ситуации фиксируются основные данные, имеющие непосредственное значение для подготовки приемного отделения к работе в условиях ЧС.
После завершения первого этапа работы (получение сигнала о ЧС, анализ ситуации, подтверждение факта ЧС) дежурный персонал начинает решать наиболее трудоемкую и ответственную часть подготовительных мероприятий по прогнозируемой деятельности ЛПУ в условиях ЧС.
Связь и оповещение.
Освободить средства связи.
Первое распоряжение - коллеге или медицинской сестре, по внутреннему телефону предупредить о факте ЧС дежурного врача по стационару и сообщить (при наличии) в пейджинг центр больницы.
Первый звонок - главному врачу! Передать полученное сообщение и факт его подтверждения. Действовать в соответствии с полученными указаниями. Может поступить команда на перепрофилирование отделений. Второй звонок - заместителю главного врача по спец. работе (зам. по ГО).
Назначить одного сотрудника (средний медицинский персонал) дежурным по связи (городской телефон) с задачей:
Дать указания среднему медицинскому персоналу о привлечении дополнительных ресурсов. Ожидающие в приемном отделении выписанные пациенты, родственники, друзья, знакомые стационарных больных в часы посещений, пациенты амбулаторного профиля и пр. могут оказать значительную помощь в предстоящей работе.
Вариабельность применения дополнительных людских ресурсов значительна, а помощь, оказанная в самый напряженный период интенсивной работы, учитывая традиционную нехватку медицинского персонала при ЧС, несомненна.
Готовность приемного отделения.
Самый ценный фактор при ЧС, которого иной раз катастрофически не хватает ни для подготовки к работе, ни для спасения жизни пациентов, это фактор времени. Все действия медицинского персонала приемного отделения должны быть направлены на рациональное использование имеющегося лимита времени до прибытия первых машин с пораженными. Максимальное использование временного фактора подготовительного периода, позволит облегчить работу при массовом поступлении пациентов и минимизировать ожидание пораженными оказания медицинской помощи.