Основной задачей является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта путем осуществления мер по защите от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами.
Авиационные предприятия, привлекаемые к проведению поисковых и аварийно - спасательных работ, обязаны содержать поисковые и аварийно - спасательные силы и средства в постоянной готовности. Территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности.
Потерпевшим бедствие признается воздушное судно, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома. Терпящее или потерпевшее бедствие воздушное судно подлежит немедленному поиску и спасанию. Воздушное судно признается терпящим бедствие:
За первое полугодие 2002 г. было зарегистрировано 18 катастроф и 716 погибших,
В 2003 году соответственно 12 и 362. Число катастроф в
первом полугодии 2003 года рекордно низкое за последние 10 лет, тогда как число
погибших, например, в первом полугодии 2001 г. было 114. Тем не менее, число
катастроф и погибших в первом полугодии 2003 все же остается ниже среднего
уровня для таких же периодов за последние 10 лет: 19и 430 соответственно.
Причины авиационных катастроф
Отличительной особенностью авиакатастроф первого полугодия 2003 г. являются:
- отказы техники, ошибки при техническом обслуживании,
- ухудшение качества надзора за выполнением авиационных норм и правил,
- неточный заход на посадку
- культура безопасности полетов.
По меньшей мере, в двух из четырех случаев экипаж вообще не смог ничего сделать для спасения самолета и пассажиров.
Поисковые и аварийно-спасательные работы
Поисковые работы - система мер, направленных на своевременное обнаружение воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, его экипажа и пассажиров.
Аварийно-спасательные работы - система мер, направленных на своевременное оказание помощи потерпевшим бедствие. Организацию и проведение поисковых и аварийно-спасательных работ осуществляет государственная авиационная поисково-спасательная организация.
Исполнительные местные и распорядительные органы, предприятия, организации и учреждения, на территории которых воздушное судно потерпело бедствие, обязаны до прибытия представителей государственной авиационной поисково-спасательной
организации принять неотложные меры по спасению людей, оказанию им медицинской и иной помощи, охране воздушного судна и находящихся на его борту документации, оборудования и имущества, а также сохранению состояния места происшествия. Воздушному судну, терпящему или потерпевшему бедствие, оказывается помощь независимо от его государственной принадлежности и обстоятельств бедствия.
Поиск и спасение пассажиров и экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, на территории Республики Беларусь и за ее пределами осуществляются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Координацию действий со службами поиска и спасания иностранных государств осуществляет государственная авиационная поисково-спасательная организация. Воздушное судно оснащается бортовыми аварийно-спасательными средствами, а члены экипажа проходят специальное обучение по программе аварийно-спасательной подготовки и оказанию помощи пассажирам при возникновении на борту воздушного судна аварийных ситуаций в различных физико-географических и климатических условиях.
Пассажиры до начала полета должны быть проинструктированы экипажем о действиях в таких ситуациях и правилах пользования бортовыми аварийно-спасательными средствами. Инструктаж возлагается на бортпроводников. Они обязаны выполнять определенные функции, связанные с обеспечением безопасности в салоне, обучением пассажиров и их аварийной эвакуацией.
Для координации действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с захватами и угонами воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в авиационной службе создается оперативный штаб. Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности состоит из представителей (руководителей) территориальных органов и предприятий министерств и ведомств, взаимодействующих с авиационной службой при проведении мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и возглавляется заместителем руководителя местной администрации.
Сообщения о терпящих или потерпевших бедствие воздушных судах относятся к сообщениям, имеющим категорию абсолютного приоритета. Аварийно - спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся силами собственника аэродрома или аэропорта.
Поисково-спасательные работы организуются в
случаях:
- получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;
- если в течение 10 мин после расчетного времени воздушное судно не прибыло в
пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует;
- если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в
установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;
- если при полете по трассе потеряна связь с экипажем судна и его
местонахождение в течение 20 мин установить не удалось,
- во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.
Поисково-спасательные работы проводятся с привлечением самолетов и вертолетов, оборудованных поисковой аппаратурой и комплектами спасательного снаряжения, а также наземными транспортными средствами повышенной проходимости и спасательными катерами. При обнаружении воздушного судна определяются его координаты, устанавливается с ним связь, уточняются состояние здоровья людей и размеры необходимой помощи. Определяются возможность совершения посадки и маршруты выдвижения к месту нахождения воздушного судна наземных транспортных средств. Если осуществить посадку воздушных поисковых судов невозможно, то поисково-спасательный отряд и необходимое для работы оборудование десантируются на место катастрофы.
Работы, проводимые на месте авиакатастрофы
После высадки спасатели немедленно приступают к эвакуации и перемещению пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна на безопасное расстояние. От спасателей требуется не только спасти людей, но и оказать им первую помощь, создать необходимые бытовые условия, защищающие пострадавших от непогоды. Необходимо также успокоить людей и предотвратить панику. В случае труднодоступности района бедствия спасатели разворачивают временный лагерь с необходимой системой жизнеобеспечения. Если пассажирам и экипажу необходима немедленная и серьезная медицинская помощь, а возможности доставить их в лечебное учреждение нет, то в районе бедствия разворачивается мобильный пневмокаркасный госпиталь.
Эвакуация пассажиров и членов экипажа с борта воздушного судна при ЧС может осуществляться с использованием передвижных трапов, приставных и пожарных лестниц, корпусов крупных автомобилей, веревочных систем. В самом воздушном судне около выхода также находятся специальные средства для эвакуации: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.
Надувные трапы размещаются под люком пола перед входной дверью (Ил-62) или на откидной платформе (Ту-154). Трап заполняется газом из баллона с двуокисью углерода за 10-12 с и занимает рабочее положение под углом 45-50° от самолета к земле. Пропускная способность одного надувного трапа - 100 человек за 3 минуты.
Матерчатые желоба, как правило, находятся около выходов с правой стороны фюзеляжа: на Ил-62 - под люком пола, на Ту-154 - на багажной полке вблизи выхода, на Ту-134А - в гардеробе экипажа. Матерчатый желоб-лоток предназначен для спуска людей на землю при экстренной эвакуации через служебные и запасные выходы. Допускается одновременно спускать по матерчатому желобу не более 1 человека при его обязательной страховке.
Спасательные канаты имеются над каждым аварийным выходом, а также над форточкой в кабине экипажа или люками, закрепленные к фюзеляжа. Открыв форточку или люк, канат выбрасывают наружу.
Аварийные двери со встроенными в них надувными трапами на Ил-86 и Як-42 для аварийной эвакуации пассажиров и членов экипажа. В процессе аварийного открывания двери происходят автоматический выброс из контейнера надувного трапа и наполнение его воздухом из баллона. На Ил-86 - трап двухдорожечный, одновременно могут покидать воздушное судно и находиться на трапе 4 человека. На Як-42 - трап однодорожечный, одновременно на трапе могут находиться 2 человека. Если воздушное судно при аварийной посадке устояло на шасси, и нет времени на развертывание бортовых аварийно-спасательных средств, то пассажиров через запасные двери нужно выводить на поверхность крыльев, а затем немедленно, с помощью веревок и канатов, опускать на землю. После чего людей отводят на безопасное расстояние.
При аварийной эвакуации спасатели вместе с экипажем обеспечивают помощь пассажирам и их страховку. В первую очередь эвакуируют детей, женщин, пожилых людей и только потом - всех остальных. Нельзя эвакуировать людей по поврежденному надувному трапу или желобу, или же при других опасных факторах, угрожающих их жизни и здоровью. Пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии или имеющих тяжелые телесные повреждения, осторожно выносят на носилках, брезенте, щитах и опускают на землю с помощью веревок.
После окончания эвакуации спасатели проверяют скрытые места в пассажирских
салонах и кабине экипажа, а также кухни, гардеробы, санитарно-гигиенические и
багажные помещения, чтобы убедиться в отсутствии людей на борту. Если есть
сведения о числе пассажиров и составе экипажа, то их сопоставляют с данными о
спасенных и, при расхождениях, продолжают поиски до обнаружения пострадавших.
При пожаре во время аварийной посадки воздушного судна в удаленности от аэропорта и населенных пунктов число спасенных пассажиров будет зависеть только от оперативности проведения эвакуации. Пожары внутри пассажирских салонов относятся к пожарам в замкнутых объемах. Для них характерны большая плотность задымления, малый размер зоны горения высокий температурный градиент по высоте помещения и малая (по сравнению с наружными пожарами) температура пожара, а также наличие в продуктах сгорания значительных концентраций высокотоксичных веществ. Пожар в пассажирских салонах может возникнуть вследствие аварий неосторожного обращения с огнем, замыкания электропроводки, провоза пассажирами огнеопасных веществ и др.
Одной из основных причин поражения людей внутри салонов при пожарах является отравление продуктами горения. Через 2-3 мин после распространения огня двуокись углерода в салонах достигает смертельной концентрации. Температура воздуха резко нарастает по высоте салона: если на уровне пола она составляет 50° С, то на высоте 1,3-1,5 м от пола уже 250° С. В этих условиях помочь пассажирам эвакуироваться могут только быстрые и согласованные действия спасателей. Наличие в салонах большого количества плотного дыма и токсичных веществ значительно затрудняет положение, как пострадавших, так и самих спасателей. Поэтому спасатели должны согласованно действовать в условиях ограниченной видимости, повышенных концентраций токсичных веществ и значительных температур. При пожарах внутри пассажирских салонов создается настолько сложная и опасная для жизни людей обстановка, что спасение их становится возможным только при немедленной эвакуации. Она должна осуществляться одновременно с тушением пожара, причем через все двери, отверстия и люки, предпочтительно с наветренной стороны. Спасательные работы прекращаются только после эвакуации всех людей с борта воздушного судна.
Аварийная посадка на водную поверхность. При сохранении целостности самолет обладает достаточной плавучестью для спасения людей. При наличии опасности поступления воды через входные двери при их открывании, эвакуация пассажиров и членов экипажа проводится через запасные выходы (если они находятся выше уровня воды) или верхние люки и форточку в кабине экипажа. При эвакуации также используются спасательные катера, пришвартовывающиеся к воздушному судну. При большой удаленности места аварийной посадки от берега для спасения людей используется авиационная техника (вертолеты, гидропланы). Допустим также спуск на воду надувных плотов, если возможностей авиационных спасательных средств недостаточно для полной эвакуации. Воздушное судно при аварийной посадке на воду может затонуть целиком или, при его разрушении, по частям. В затонувшем воздушном судне остается запас воздуха, которого пассажирам и членам экипажа должно хватить на некоторое время. Тогда к спасению людей привлекаются специальные водолазные команды, имеющие соответствующую подготовку. Если место нахождения затонувшего воздушного судна известно лишь приблизительно, то водолазы используют плавучие буи для отметки исследованных районов.
После вывода из зоны бедствия пострадавших нужно приступить к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Только после этого начинаются работы по спасению воздушного судна и перевозимых им грузов. Исключение составляют случаи, когда грузы имеют большую материальную и художественную ценность, а также опасные грузы (взрывчатые и радиоактивные вещества, СДЯВ). В таких случаях спасение людей и грузов проводится одновременно. При некоторых авиационных катастрофах все находившиеся на борту воздушного судна погибают. На месте таких катастроф работа спасателей сводится к поиску останков погибших, фрагментов воздушного судна и "черных ящиков" для воссоздания картины развития ЧС.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИКВИДАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ АВИАКАТАСТРОФ
Особенность авиационных катастроф, по опыту ликвидации медико-санитарных последствий подобных ЧС - гибель большого количества людей. Вариабельность санитарных потерь при авиакатастрофах значительна. Для организации ликвидации последствий ЧС, службе медицины катастроф необходимы оптимальные данные медицинской разведки. От оперативной информации зависит весь комплекс проводимых мероприятий. Падение воздушного судна в пределах населенных пунктов, сопряжено с угрозой возникновения массовых санитарных потерь среди жителей. В результате падения самолета могут быть разрушены жилые многоэтажные дома. Кроме того, огнем уничтожаются прилегающие здания. Выделение бригад постоянной готовности в зависимости от причины трагедии, также может быть различным. Авария при взлете значительно отличается от таковой при посадке (наполнение топливных баков). Взрыв на стоянке (посадка, высадка пассажиров), повреждение при маневрировании, рулежки самолета и падение с высоты. Учитывается профиль бригад в соответствии с прогнозированием санитарных потерь:
Для своевременной и четкой организации взаимодействия и управления ресурсами представителю ТЦМК, выезжающему в район авиакатастрофы, желательно иметь дополнительные справочные материалы, которые позволят оперативно проанализировать необходимую информацию и принять наиболее правильные решения:
- карта района или области с дислокацией объектов здравоохранения,
- состав сил и средств территориальной службы медицины катастроф,
- список должностных лиц с номерами телефонов мобильной связи,
- порядок взаимодействия со службами медицины катастроф министерств и ведомств, принимающих участие в ликвидации последствий авиакатастрофы.
Служба медицины катастроф оперативно реагирует на авиакатастрофу и приводится в состояние полной готовности к работе в кратчайшие сроки, что позволяет на месте чрезвычайной ситуации своевременно оказать экстренную медицинскую помощь пораженным и обеспечить медицинскую эвакуацию в профильные специализированные лечебные учреждения.
Диспетчер территориального центра медицины катастроф (ТЦМК) получив информацию о чрезвычайном происшествии, передает сообщение (в соответствии с планом взаимодействия и схемой оповещения) директору ТЦМК, диспетчеру скорой помощи, главному врачу многопрофильной больницы, председателю городского комитета здравоохранения (УЗО области).
На место ЧС для оценки обстановки и организации оказания неотложной медицинской помощи пораженным направляются:
- бригада экстренного реагирования ТЦМК два хирурга, анестезиолог, медсестра,
- бригады экстренной медицинской помощи постоянной готовности,
- специализированные и линейные бригады скорой медицинской помощи.
Превентивно акцентируется внимание на достаточную укомплектованность санитарных автомобилей носилками, жгутами, обезболивающими препаратами, медикаментами и перевязочными средствами для оказания неотложной медицинской помощи. Обеспечение укладками для массовой травмы. Одновременно приводятся в состояние готовности бригады специализированной медицинской помощи и перепрофилируются койки в больницах города для приема пораженных.
Больница скорой медицинской помощи, городская, областная клиническая, центральная районная больница:
приемно-сортировочные отделения (площадки);
хирургический блок для экстренной квалифицированной помощи;
операционные столы и коечный фонд;
специализированные бригады, койки для ожоговых больных;
токсикологические койки (отравление продуктами горения);
травматологический пункт.
Детская больница:
бригады экстренной медицинской помощи, койки для пораженных детей;
Железнодорожная больница (медсанчасть авиазавода аэропорт “Минск-1”):
хирургические бригады, коечный фонд.
Готовятся к выдаче запасы медицинского имущества комитета по фармации и аптек больниц, привлекающихся для оказания медицинской помощи, приводится в состояние готовности служба крови, силы и средства судебно-медицинской экспертизы. В период аварийно-спасательных работ все силы и средства службы медицины катастроф находятся в состоянии полной готовности.
Аварийно-спасательные работы проводятся под руководством представителя МЧС.
Организацию медицинского обеспечения всех мероприятий и коррекцию работы бригад скорой помощи осуществляет ответственный специалист ТЦМК. Передаваемые сообщения в территориальный центр:
Уточненные результаты медицинской разведки.
Необходимость в дополнительных ресурсах, силах и средствах.
Донесения о ЧС и ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Информацию о госпитализации пораженных в больницы города и их состоянии.
Обращают внимание на полноту собранной информация, своевременность и совпадение с данными органов МВД и прокуратуры.
На месте происшествия организуется круглосуточное дежурство двух линейных бригад скорой помощи, бригады экстренного реагирования ТЦМК, дежурство врачей-психиатров для оказания психолого-психиатрической помощи медицинскому персоналу, спасателям, пострадавшим и родственникам погибших, которые могут прибывать на место трагедии. Все пораженные госпитализируются в течение минимального времени после авиационной катастрофы. Амбулаторную помощь организуют силами специализированных бригад, работающих на границе очага поражения по принципу стационарных амбулаторий, с использованием табельного оснащения бригад и специальных укладок для массовой травмы. Доставка в морг погибших, извлеченных фрагментов тел, осуществляется специально выделенным для этой цели транспортом. Вопросы транспортировки согласуются с представителями правоохранительных органов, криминалистических лабораторий и судебно-медицинской экспертизы.
Учитывая длительность и опасность работ, проводимых спасателями при разборке и демонтаже фрагментов самолета, организуется посменное дежурство бригады экстренного реагирования непосредственно у места их проведения. Бригада экстренного реагирования развертывается для работы в мобильных комплексах МЧС, особенно в зимнее время, в непосредственной и безопасной близости от места катастрофы. Оборудование и оснащение, позволяющие развернуть перевязочный стол, рабочие места для оказания как неотложной, так и амбулаторной помощи, обеспечит автономность работы бригады на месте трагедии и повысит качество выполняемых мероприятий. Медицинский персонал будет иметь возможность для физического отдыха, психологического восстановления, питания, а непосредственный контакт со службами спасения, положительно скажется на организации взаимодействия.