МЕДИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
АВТОТРАНСПОРТНЫХ КАТАСТРОФ
Основные термины:
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
Безопасность дорожного движения - состояние защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, т.е. деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий;
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству дорог:
Уровень дорожно-транспортных происшествий и количество травм среди населения остается значительным. Транспортные аварии и катастрофы - причина наибольшего числа потерь населения в мирное время, уносящие в год более 200 тысяч жизней и около 1 млн. людей получают ранения. Автомобильные аварии и катастрофы встречаются чаще, чем и объясняется наибольшее число санитарных (раненые) и безвозвратных (погибшие) потерь. Увеличение количества ДТП отмечается в конце августа – начале сентября, когда возвращаются с отдыха отвыкшие от городского ритма отпускники и дети. Городской транспорт наиболее многочисленный и наиболее аварийный. Самым опасным признан автотранспорт. На 1 миллиард пассажиро-километров на железнодорожный транспорт приходится 2 погибших, на воздушный – 6, на автомобильный – 20 человек. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике, на месте происшествия погибает 65% людей, причем 2/3 погибает внутри транспортных средств.
Основные причины ДТП:
По данным Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел обстановка с обеспечением безопасности на автомототранспорте в стране остается сложной. В 2002 г. зарегистрировано 184 365 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли 33 243 человека и получили ранения 215 678 человек. Отмечен рост как количества дорожно-транспортных происшествий (+12,1 %), так и число погибших (+7,5 %) и раненых (+14,9 %) в них людей. Увеличение основных показателей аварийности наблюдалось во всех областях.
Основное количество дорожно-транспортных происшествий (71,4 %) зарегистрировано в населенных пунктах. На автомобильных дорогах произошла почти пятая часть всех ДТП (28,3 %). Количество аварий с тяжкими последствиями (с числом погибших 2 и более или раненых 5 и более человек) увеличилось.
Особое внимание при ДТП уделяется детям. Сотрудники ГИБДД установили, что 70% ДТП с детьми происходит по их вине. Транспортные травмы чаще встречаются у детей младшего школьного возраста (7—11 лет) – 48,9% и в дошкольной группе (3—7 лет) 24,8%. Среди пострадавших преобладают мальчики – 75,4%.
Наибольшее число ДТП у детей наблюдается летом (30,5%), несколько реже – весной (25%), зимой (22,9%) и осенью (21,6%). Такое колебание ДТП у детей объясняется тем, что летний день длиннее, погода лучше и дети играют на улице и пользуются городским транспортом чаще, чем в другие сезоны. Этим же обстоятельством можно объяснить повышение ДТП у детей в воскресные дни. Детский уличный травматизм неравномерно распределяется и в течение дня. Так, время их возвращения из школы, нахождения вне школы и дома между 15 и 18 часами является наиболее опасным для них. Однако летом, во время каникул, ДТП у детей распределяется почти равномерно. Среди дней наиболее рискованными являются пятница и суббота. А в сутках самые сложные часы – с 16.00 до 20.00, за эти четыре часа происходит около 30% всех аварий и наездов.
Человеческий фактор.
Недисциплинированность, несоблюдение правил дорожного движения, превышение скорости, езда в ночное время, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии вызывают наиболее тяжкие автомобильные катастрофы. Актуальна проблема профессиональной пригодности человека к вождению автомобиля. Установлено, что около 10% водителей, имеющих разрешение на право вождения транспортного средства, не выдерживают установленных требований. Обследование же водителей, часто совершающих дорожно-транспортные происшествия в дневное и ночное время, показало, что среди них число непригодных по психофизиологическим тестам к водительскому труду достигало более 50%. Нередко к тяжелым последствиям приводит легкомыслие пассажиров, шалость, игнорирование ремней безопасности.
Порядок выделения и закрепления лечебно-профилактических учреждений за участками автодорог и обозначение их дорожными знаками
Для обеспечения оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП в необходимом объеме проводится закрепление лечебных учреждений за участками автодорог республиканского и областного значения. Для закрепления определяются лечебные учреждения, в которых имеются соответствующие врачи - специалисты (травматологи или хирурги, подготовленные по травматологии, анестезиологии, реаниматологии, рентгенологии, с учетом особенностей детского возраста), имеются анестезиолого-реанимационное отделение, а также возможность для полноценного обследования и лечения пострадавших. Медицинская помощь пострадавшим детям при отсутствии детских хирургических (травматологических) отделений оказывается в соответствующих отделениях для взрослых.
Больницы, в которых может быть оказана помощь пострадавшим при ДТП в необходимом объеме, должны быть расположены не более чем в 25 - 50 км друг от друга по направлению автодорог. Они обозначаются дорожными знаками "больница", указателем направления движения и расстоянием до больницы (в км). Больницы, выделенные для оказания помощи пострадавшим, должны быть соответствующим образом подготовлены, с этой целью:
- врачи указанной больницы и, прежде всего врачи - хирурги и
травматологи должны пройти дополнительную подготовку по вопросам реанимации, лечению ожогов, оказанию помощи больным при повреждении костей черепа и позвоночника, в том числе с повреждением головного и спинного мозга;
- больница должна быть оснащена дополнительным оборудованием для проведения реанимационных мероприятий, а также оказания хирургической, травматологической и нейротравматологической помощи;
- в больнице должно быть обеспечено круглосуточное дежурство: рентгенлаборантов, клинических лаборантов, врачей (или медсестер)
- анестезистов.
В больницах, выделенных для оказания медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, особое внимание должно быть обращено на готовность приемных отделений для круглосуточного приема пострадавших. В указанных больницах машины скорой помощи, предназначенные
для выезда на дорожно-транспортные происшествия, должны быть оборудованы необходимой медицинской техникой для проведения реанимационных мероприятий.
Закрепление больниц за участками автодорог должно проводиться с таким расчетом, чтобы максимальное плечо транспортировки пострадавших составляло не более 25 км.
Кроме закрепленных больниц на дорогах устанавливаются и другие знаки, которые обозначают лечебно-профилактические учреждения, - знак "Пункт первой медицинской помощи". Рядом с этим указателем должна быть нанесена информация о расстоянии до больницы, в которой может быть оказана медицинская помощь пострадавшим при ДТП в полном объеме, что должно быть обозначено на указателе дорожным знаком.
Вопросы обозначения лечебных учреждений дорожными знаками должны быть согласованы с соответствующими органами внутренних дел (ГАИ).
Медицинское обеспечение заключается в обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств,
оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в ДТП.
Медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях заключается в оказании:
Приказом Минздрава утверждены состав аптечки первой помощи (автомобильной) и Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим при ДТП. По согласованию с местными органами ГАИ устанавливаются вдоль дорог соответствующие знаки, указывающие медицинское учреждение, где может быть оказана медицинская помощь пострадавшим в полном объеме. Утверждается перечень оснащения медицинским имуществом стационарных постов ГАИ. Инструкция по применению аптечки для оснащения автотранспортных средств. Положение о комплексных бригадах сотрудников ГАИ и здравоохранения.
Оптимальным вариантом является создание и реальная деятельность трассовых пунктов экстренной медицинской помощи на основных автомагистралях, в составе сотрудников ГАИ и медицинского персонала территориальных центров медицины катастроф.
Подготовка больниц и станций СМП
Несвоевременность оказываемой первой помощи пострадавшим при автокатастрофах непосредственно на месте происшествия, в значительной мере связано с незнанием многими водителями приемов оказания медицинской помощи, а также безответственным отношением отдельных участников дорожного движения к оказанию первой помощи пострадавшим. В большинстве случаев первая помощь пострадавшим на месте происшествия (само и взаимопомощь) оказывается не медицинскими работниками. Пострадавшие доставляются в медицинские учреждения случайным транспортом, что обусловлено, как правило, отсутствием на отдельных участках автомобильных дорог необходимых средств связи (телефон, радио) для незамедлительного вызова машин скорой помощи. Нередко пострадавшие без должных оснований направляются в медицинские учреждения, где нет условий для оказания медицинской помощи в необходимом объеме, что свидетельствует о недостаточной четкости в организации системы этапного оказания медицинской помощи пострадавшим.
Лечебно-профилактические учреждения, закрепленные за участками автодорог, в которых наиболее часто оказывается помощь пострадавшим при ДТП, обеспечиваются в полном объеме необходимым медицинским оборудованием, санитарным автотранспортом, медицинскими кадрами, имеющими соответствующую подготовку для оказания квалифицированной помощи пострадавшим. Используя областные, городские больницы, республиканские центры, соответствующие кафедры медицинских университетов и Бел. МАПО, организуется в выделенных больницах дополнительная подготовка врачей, прежде всего хирургов, анестезиологов по вопросам оказания квалифицированной медицинской помощи пострадавшим, с учетом тяжести травм, в том числе с повреждением головного и спинного мозга, сочетанных травм с ожогами.
Центральные районные, районные и участковые больницы, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, размещенные вблизи магистральных и других дорог, в должной степени готовятся к оказанию пострадавшим первой
неотложной медицинской и квалифицированной врачебной помощи. Оснащаются современными наркозными аппаратами и средствами для наркоза, аппаратами для управляемого искусственного дыхания, аппаратами для установления репозиции поврежденных костей и их фиксации, а также шинами для иммобилизации поврежденных конечностей. Создается как постоянный запас перевязочных материалов, так и необходимых медикаментозных средств и, прежде всего весь комплекс кровезаменителей, консервированной донорской крови различных групп. Расчеты потребности в перевязочных средствах, лекарственных препаратах, кровезаменителях и донорской крови определяется исходя из количества, характера и тяжести травм в результате ДТП, по наиболее их высокому уровню в отдельные месяцы года.
Осуществляется подготовка врачей и фельдшеров станций, подстанций (отделений) скорой медицинской помощи, закрепленных за определенными участками автодорог, по вопросам оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим в связи с дорожно-транспортными происшествиями, обратив особое внимание противошоковые мероприятия, восполнение кровопотери, сердечно-легочную реанимацию.
Оснащение санитарным автотранспортом станций (отделений) скорой медицинской помощи и других лечебных учреждений, закрепленных за участками автодорог, в соответствии с установленными нормативами, с учетом интенсивности потока
автотранспорта на соответствующих участках автодорог, числа ДТП, количества пострадавших, тяжести и характера травм, позволяет интенсифицировать процесс оказания неотложных мероприятий.
На всех машинах скорой медицинской помощи, предназначенных для оказания медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП, целесообразно иметь необходимое количество перевязочного материала и шин для иммобилизации конечностей, лекарственные препараты, средства для реанимационных мероприятий. Устойчивую связь с другими учреждениями: участковыми больницами, амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами и в первую очередь с постами ГАИ, расположенными на автодорогах.
Снижение летальности прогнозируется при подготовке по вопросам оказания первой медицинской и доврачебной помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, врачей и фельдшеров сельских участковых больниц и амбулаторий, расположенных вблизи автодорожных магистралей, а также дорог местного значения, с обеспечением круглосуточной доврачебной и врачебной медицинской помощи пострадавшим непосредственно в больницах, амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
Система организации оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим при ДТП предусматривает комплекс мероприятий, осуществляемых последовательно:
- оказание медицинской помощи на месте происшествия;
- оказание медицинской помощи в пути следования в лечебное учреждение;
- оказание медицинской помощи в лечебном учреждении.
Если Вы не владеете навыками оказания первой помощи, то достаточно подложить под голову сбитого пешехода сумку, валик из свернутой одежды, т.е. зафиксировать голову в поднятом положении. Не оставляйте пострадавшего одного, используйте для вызова "скорой помощи" пассажиров, водителей встречных, попутных автомашин. Часто водители, руководствуясь чувством сострадания, спешат усадить пострадавшего в свою автомашину и доставить в больницу. Такие действия имеют крайне негативные последствия. Во-первых, в нарушение п. 2.5 Правил дорожного движения место происшествия не сохраняется, следы уничтожаются. Во-вторых, только в экстренных случаях допускается транспортировать пострадавшего вне "скорой помощи". При этом используется попутный транспорт, а не автомашина участника ДТП. И самое главное, только бригада "скорой помощи" владеет информацией, в какую больницу доставить пострадавшего.
Медицинская помощь на месте происшествия включает:
Ø оказание само- и взаимопомощи лицами, оказавшимися на месте происшествия (водители автомашин и других транспортных средств, работники ГАИ, работники дорожных предприятий);
Ø оказание медицинской помощи пострадавшим медицинскими работниками, бригады скорой медицинской помощи, фельдшеры фельдшерско-акушерских пунктов, врачи сельских участковых больниц и амбулаторий (в составе бригад постоянной готовности больниц формирователей).
Объем и характер помощи пострадавшим на месте катастрофы зависит от уровня подготовки лиц, оказывающих эту помощь (т.е. лиц, не имеющих медицинского образования, и медицинских работников). Вместе с тем для всех является обязательным проведение следующих мероприятий:
- бережное извлечение и вынос из автомобиля или кювета пострадавшего, тушение горящей одежды и т.п., перенос его в безопасное место сбора пораженных, защита от неблагоприятных метеорологических условий (холод, жара и пр.);
- наложение стерильной повязки на рану, иммобилизация переломов подручными средствами или специальными шинами;
- проведение мероприятий по устранению причин, угрожающих жизни пострадавшего (остановка наружного кровотечения давящей повязкой, а при значительных кровотечениях - наложение жгута);
- при нарушении дыхания и остановке сердечной деятельности очищение воздухоносных путей от их закупорки кровью, рвотными массами и др., проведение искусственного дыхания по методу "рот в рот" или "рот в нос";
- принятие мер к транспортировке пострадавших попутным транспортом до ближайшего лечебного учреждения, если нет условий для вызова скорой помощи или состояние больного не терпит отлагательств в госпитализации (шоковое состояние, острая кровопотеря и т.д.). При этом должны быть созданы условия для щадящей перевозки пострадавшего на имеющемся автотранспорте (подстилка, накрытие пострадавшего, удобное, по возможности, его положение и т.п.).
Медицинскими работниками на первом этапе пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях проводятся, кроме указанных, следующие мероприятия:
Ø при западении языка - извлечение кончика языка из полости рта и фиксация его булавкой и бинтом к одежде, в таком положении, чтобы предупредить его западение;
Ø при остановке сердечной деятельности произвести непрямой массаж сердца, с одновременным проведением искусственного дыхания "рот в рот";
Ø для поддержания сердечной деятельности, восстановления дыхания и снятия болевого синдрома сделать инъекции соответствующих лекарственных препаратов;
Ø при сочетанных травмах (травма и ожог) провести необходимые мероприятия по защите пораженных частей тела (от ожогов) путем наложения противоожоговых повязок, или стерильных повязок, с предварительным наложением на место ожогов специальных противоожоговых мазей.
Оказание медицинской помощи пострадавшим в пути следования,
при транспортировке в лечебное учреждение
При решении вопроса о транспортировке необходимо учитывать:
- состояние пострадавшего, тяжесть и характер полученных травм;
- вид транспортных средств, их пригодность для эвакуации пострадавших;
- расстояние до лечебного учреждения, куда транспортируется пострадавший;
- возможность оказания необходимых реанимационных мероприятий во время транспортировки.
Объем медицинской помощи, оказываемой пострадавшему в пути следования в лечебное учреждение, определяется состоянием пострадавшего и направлен в основном на поддержание сердечной и дыхательной функций, проведение противошоковых мероприятий. Объем и уровень оказываемой медицинской помощи пострадавшим в пути связан с тем, какими средствами транспортируется пострадавший (попутным транспортом, транспортом ГАИ, спасателей МЧС, бригадой скорой медицинской помощи). Если пострадавший транспортируется санитарным автотранспортом с наличием врача или фельдшера, то в пути следования должен проводиться весь комплекс мероприятий по восстановлению или поддержанию жизненно важных функций организма (переливание кровезаменителей - при острой кровопотере и резком снижении артериального давления, дача кислорода, а при необходимости средств для наркоза (закись азота; фторотан), применение искусственного дыхания при помощи портативного аппарата, в необходимых случаях применение дефибрилляции сердца и других мероприятий).
Врач или фельдшер санитарной машины должен четко определить маршрут движения, исходя из главного принципа, - доставка больного по назначению, т.е. в то медицинское учреждение, где ему может быть оказана медицинская помощь в максимальном объеме.
Оказание медицинской помощи в лечебном учреждении
Пострадавшие должны быть доставлены в лечебные учреждения, в которых им может быть обеспечено оказание квалифицированной медицинской помощи в полном объеме. Объем и характер медицинской помощи на II этапе оказывается в соответствии с видом травм, состоянием пострадавшего и возможностями лечебного учреждения, в которое доставлен пострадавший. В случае, если не представляется возможным обеспечить пострадавшему медицинскую помощь в необходимом объеме, следует либо вызвать специализированную бригаду постоянной готовности соответствующего профиля, либо, если позволяет состояние пострадавшего, направить его в специализированное лечебное учреждение: отделение многопрофильной больницы, специализированный центр, как, например, при тяжелых ожогах. При направлении пострадавших в другое лечебное учреждение главным требованием является выведение их из шокового состояния, восполнение потерь крови и тщательная иммобилизация переломов костей. Объем помощи пострадавшему в специализированном учреждении (центре) оказывается в зависимости от состояния пострадавшего. На всех этапах оказания медицинской помощи пострадавшим должна тщательно вестись медицинская документация с указанием характера и объема медицинской помощи, оказываемой пострадавшему на данном этапе и мероприятия, проведенные на предыдущем этапе.
ЭКСТРЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Если имеются пострадавшие при ДТП, им нужно немедленно оказать первую медицинскую помощь, вызвать машину «скорой помощи» и известить дорожно-патрульную службу. Большой процент объясняется неумением окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.
Чтобы первая помощь пострадавшему была эффективной, необходимо знать основные признаки тех или иных повреждений.
Клиническая смерть
Кровотечение
Переломы костей
Ожоги
Попадание инородного тела в верхние дыхательные пути.
Потеря сознания
Боли в груди и животе
Судорожный припадок
При автомобильных авариях и катастрофах чаще всего отмечаются повреждения головы и конечностей. Если пострадавший лежит неподвижно, но дышит, лицо окровавлено, не пытается подняться, не реагирует на вопросы – значит он жив, но находится без сознания. В данном случае имеет место черепно-мозговая травма, чаще ушиб или сотрясение головного мозга, сопровождаемое «мозговой комой». Внешне кома похожа на глубокий сон, только разбудить пострадавшего невозможно. Мозговая кома сопровождается резким снижением тонуса подъязычных мышц и мягкого нёба. При положении пострадавшего на спине язык, прилегая к задней стенке глотки, западает, препятствуя доступу воздуха в легкие. Возникает механическая асфиксия, которая чаще всего и приводит пострадавшего к гибели.
Как правило, человека в коме, лежащего вниз лицом, оказывающие помощь поворачивают на спину и даже что-то подкладывают под голову, тем самым сближают заднюю стенку глотки с корнем языка и закрывают доступ воздуха в легкие, способствуя быстрейшему наступлению смерти. Но если у него длинная шея, то язык не достигает глотки и не прилипает к ней, а атоничное мягкое нёбо и нёбная занавеска во время вдоха и выдоха вибрируют, издавая звуки храпа. При этом во время вдоха пострадавший широко раскрывает рот, как рыба, выброшенная на берег. Возникает стридорный сипящий тип дыхания. Не меньшая опасность возникает вследствие угнетения кашлевого и глотательного рефлексов. Слюна, мокрота, рвотные массы или кровь из носа свободно затекают в дыхательные пути, перекрывая поступление воздуха в легкие.
Положение пострадавшего, находящегося в состоянии комы,
на спине крайне опасно для жизни!
Первая помощь пострадавшему в состоянии комы заключается, прежде всего, в том, чтобы повернуть его со спины на бок. Но сначала необходимо определить реакцию зрачка на свет, прощупать пульс на сонных артериях. Поворачивать пострадавшего на бок следует за плечо и лопатку. Считается ошибкой, если пострадавшего поворачивают за голову. Нередко травмы головы сочетаются с переломами шейных позвонков.
Переворачивание пострадавшего за голову неизбежно приводит к смещению сломанных позвонков, что может повлечь паралич конечностей. После того как пострадавшего повернули на бок и очистили от рвотных масс и крови, необходимо приступить к осмотру других частей тела. Если обнаружена кровоточащая рана, на нее накладывают давящую марлевую повязку индивидуального перевязочного пакета (его можно заменить чистым носовым платком или чем-то подобным). Если кровотечение не остановилось, накладывают жгут или закрутку выше раны или кровоточащий сосуд прижимают пальцем. При обнаружении перелома конечности на нее накладывают транспортную шину из подручного материала (доски, палки, плотного картона) с захватом двух суставов выше и ниже перелома. Чтобы переложить пострадавшего на носилки, необходима помощь трех-четырех человек. Двое из них становятся лицом друг к другу: один приподнимает плечи и голову, другой – ноги. Два других помощника поддерживают пострадавшего за поясницу и за бедра. Первая медицинская помощь (с элементами первой врачебной) пострадавшим оказывается медицинским персоналом скорой помощи сразу по прибытии ее на место ДТП: мероприятия по остановке кровотечения, противошоковые мероприятия, транспортная иммобилизация. По ходу эвакуации пострадавшего должна продолжаться инфузионная противошоковая терапия. При необходимости применяются оксигенотерапия, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца.
В стационаре пострадавшим осуществляется квалифицированная медицинская и специализированная травматологическая помощь.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО
ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Основное требование при оказании первой медицинской помощи: НЕ НАВРЕДИ!
Последовательность действий:
1. Убедитесь в личной безопасности. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5 минут, реальна угроза взрыва. Ваши действия должны быть продуманными.
2. Эвакуация пострадавшего. При ДТП наиболее вероятно повреждение шейного отдела позвоночника. Неправильное извлечение пострадавшего может привести к его смерти.
3. Определите уровень сознания. Задайте любой вопрос пострадавшему, одновременно фиксируя ему голову: большие пальцы - на затылке, указательные - с боков, средние - на углах нижней челюсти, безымянные - на сонной артерии для определения пульсации. Наложите шейный воротник. Извлеките пострадавшего как единое целое. Проверьте реакцию зрачка на свет, наличие дыхания и сердцебиения.
На догоспитальном этапе при обследовании больного с повреждениями опорно-двигательного аппарата необходимо тщательно собрать анамнез, описать обстоятельства и время получения травмы (со слов пострадавшего или очевидцев происшествия). По данным опроса больного о случившемся и предъявляемым жалобам устанавливают возможную тяжесть повреждения и локализацию.
Провести обследование. При осмотре обращать внимание:
Ø на характер раны, наличие ссадин, гематом, деформации конечностей и кровотечения,
Ø дать оценку состояния больного (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое);
Ø проверить активные движения в суставах -выявить локализацию повреждения. Нарушение активных движений в суставах свидетельствует о повреждении кости или сухожилий. Пассивные движения в суставах при острой травме производить не следует, чтобы не вызвать усиление болевой реакции;
Ø методом пальпации установить наиболее болезненную точку, а возможно, и крепитацию (хруст) на данном участке - это и есть место перелома.
Всеми пальцами кисти осторожно ощупывают поврежденную конечность, а затем для уточнения локальной болезненности пальпируют одним пальцем. Взять полоску бинта (при отсутствии измерительной ленты) и измерить длину конечности, сравнивая с симметричными костными выступами на здоровой конечности. Пострадавший должен лежать на ровной поверхности, а поврежденная и здоровая конечности должны быть расположены симметрично с одинаковым углом сгибания в крупных суставах. Укорочение конечности может указывать на вероятный перелом со смещением костных отломков.
Ø Исключить возможность повреждения сосудисто-нервного пучка, особенно при сочетанных повреждениях. Фельдшер должен внимательно осмотреть конечность, определить цвет кожи, ее температуру, пульсацию периферических сосудов. Низкая температура кожи на поврежденной конечности, по сравнению со здоровой, и отсутствие пульса указывают на возможность нарушения кровообращения.
Ø Проверить инъекционной иглой болевую кожную чувствительность. Отсутствие болевой чувствительности на поврежденной конечности указывает на повреждение нерва, иннервирующего данную область.
Совокупность перечисленных методов исследования у больных с повреждениями опорно-двигательного аппарата дает возможность на догоспитальном этапе поставить достоверный диагноз, оказать больному доврачебную медицинскую помощью и направить в стационар по назначению.
В случае ДТП врач бригады скорой помощи обязан сообщить о нем в ГИБДД УВД (ГАИ) города, района и зарегистрировать случай травматизма в специальном журнале (журнал регистрации травм), где обязательно отмечается дата и время получения травмы, дата и время обращения за медпомощью, обстоятельства получения травмы, а также фамилия дежурного по ГАИ, принявшего телефонограмму.