Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 9 июля 2003 г. N 5/12738
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4 июля 2003 г. N 905
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ И
КОНТРОЛЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В целях обеспечения выполнения задач, возложенных на Государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном надзоре и контроле в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Министерству по чрезвычайным ситуациям обеспечить в установленном порядке приведение в 2003 году своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим постановлением.
Премьер-министр Республики Беларусь Г.НОВИЦКИЙ
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
04.07.2003 N 905
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ И КОНТРОЛЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Республики Беларусь "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., N 19, ст.212), "Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 6, 2/824) и определяет порядок осуществления государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
2. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии с задачами, возложенными на Государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ГСЧС), в целях проверки полноты выполнения республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, организациями независимо от форм собственности (далее - поднадзорные органы и организации), физическими лицами мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также готовности должностных лиц органов управления, сил и средств отраслевых и территориальных подсистем ГСЧС к действиям в случае их возникновения.
3. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется органами и подразделениями государственного надзора и контроля за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее - органы государственного надзора за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
Структуру органов государственного надзора за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяет Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Главным государственным инспектором Республики Беларусь по надзору за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
в полном объеме пользуется правами, предоставленными органам государственного надзора за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций настоящим Положением;
определяет перечень должностных лиц органов государственного надзора за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их компетенцию;
устанавливает порядок проведения государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. В своей деятельности органы государственного надзора за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций взаимодействуют с другими органами государственного надзора и контроля.
6. Органы государственного надзора за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют государственный надзор и контроль за:
соблюдением поднадзорными органами и организациями, физическими лицами требований законодательства Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
исполнением принятых по инициативе органов государственного надзора за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций поднадзорными органами и организациями решений, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение устойчивой работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
готовностью отраслевых и территориальных подсистем ГСЧС к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
созданием резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, их размещением, хранением, обновлением и целевым использованием;
целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
достоверностью оценки стоимости разрушенного (поврежденного) в результате чрезвычайных ситуаций имущества юридических и физических лиц;
выполнением государственных экономических, социальных и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий от них;
обучением поднадзорными органами и организациями работников и населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
степенью готовности аварийно-спасательных служб к проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
иной деятельностью поднадзорных органов и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренной законодательством Республики Беларусь.
7. Органы государственного надзора за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны:
участвовать в разработке и реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организовывать и осуществлять обследование действующих и строящихся (реконструируемых, ремонтируемых, реставрируемых, технически переоснащаемых) объектов, в том числе зданий, сооружений, помещений, а также территорий поднадзорных органов и организаций, физических лиц;
проводить расследование аварий, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций;
принимать в соответствии с законодательством Республики Беларусь меры по привлечению к уголовной, административной и иной ответственности лиц, виновных в нарушении (невыполнении) требований нормативных правовых актов, стандартов, норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
рассматривать предложения поднадзорных органов и организаций о согласовании номенклатуры, объема, мест размещения и порядка использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проводить государственную экспертизу предлагаемых для реализации проектных решений по объектам производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций;
пропагандировать знания в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, участвовать в подготовке населения, должностных лиц органов управления, сил и средств отраслевых и территориальных подсистем ГСЧС к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
информировать поднадзорные органы и организации, а также население по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
исполнять иные обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь.
8. Органы государственного надзора за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций имеют право:
получать полную и достоверную информацию, необходимую для исполнения возложенных на них обязанностей;
вносить предложения по совершенствованию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
выдавать предписания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеющие обязательную силу;
приостанавливать полностью или частично в случае непосредственной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации работу организаций по строительству, реконструкции, реставрации, техническому переоснащению, ремонту объектов и производству других работ при нарушении ими требований законодательства, стандартов, норм и правил, других нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, функционирующих с нарушением указанных требований;
разрабатывать, утверждать и (или) согласовывать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке нормативные правовые акты, стандарты, нормы и правила в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с законодательством Республики Беларусь готовить и направлять уполномоченным государственным органам материалы для привлечения к уголовной, административной и иной ответственности лиц, виновных в нарушении (невыполнении) требований нормативных правовых актов, стандартов, норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
привлекать в установленном порядке специалистов организаций для выполнения аналитических, экспертных и других работ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при расследовании аварий, катастроф и бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций;
проводить в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, проверку знания гражданами основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
проверять готовность должностных лиц органов управления, сил и средств отраслевых и территориальных подсистем ГСЧС к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
издавать в установленном порядке техническую, информационно-справочную и иную литературу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
9. Должностные лица органов государственного надзора за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
при проведении обследований имеют право беспрепятственно проходить по предъявлении предписания на их выполнение и служебного удостоверения на территорию и объекты поднадзорных органов и организаций;
несут установленную законодательством Республики Беларусь ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей и использование предоставленных им прав.
10. Действия должностных лиц органов государственного надзора за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут быть обжалованы в установленном порядке.