Угроза террористического акта
ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Профилактическая работа, связанная с антитеррористической устойчивостью объектов здравоохранения не должна терять свою актуальность независимо от того, поликлиника это , профилакторий или стационар. Необходимо, чтобы работа по формированию антитеррористической устойчивости в настоящее время стала заботой не только медицинского работника, но и обслуживающего персонала. Пробные учебные закладки муляжей на территориях отдельных объектов показали несостоятельность дежурных служб, служб безопасности адекватно отреагировать на чрезвычайную ситуацию.

Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и служебной деятельности медицинского персонала. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, администрацией объекта здравоохранения создаются специальные инструкции, разрабатываются соответствующие разделы планирования и создаются материальные средства для их применения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Большое значение имеет обучение сотрудников правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности ЛПУ. Специальная подготовка медицинского персонала в области знаний правил и порядка поведения при угрозе и осуществлении террористических актов, целенаправленность и периодический тренинг в составе отделений и ЛПУ в целом, может позволить во многих случаях или избежать массовых жертв, или выйти из таких ситуаций с наименьшими потерями.

Создание системы надзора за всеми помещениями в ЛПУ с определением персональной ответственности охватывающей все без исключения служебные помещения (подвалы, технические этажи, мусоросборники, вентиляционные вводы, бойлерные, убежища, складские помещения для медикаментов, санитарно – хозяйственного имущества и т. п.), как места возможных несанкционированных проникновении. Организация охраны общественного порядки и безопасности силами вневедомственной охраны (МВД) должна быть определена как деятельность, направленная на выявление лиц, автотранспорта и предметов, имеющих отношение к совершению террористических актов, с последующей передачей информации в компетентные органы.

Чрезвычайная ситуация в больнице – это обстановка на объекте здравоохранения, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:

К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, применением опасных веществ и соединений в медицинской отрасли. В зависимости от вида деятельности, аварии и катастрофы на объектах здравоохранения могут сопровождаться взрывами, выходом токсических соединений, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п.

Современные сложные объекты здравоохранения проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует. Основные причины аварий:
 просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;
 длительное не завершение капитального строительства;
 некачественное строительство или отступление от проекта;
 непродуманное размещение функциональных отделений;
 несвоевременная замена оборудования и систем жизнеобеспечения ЛПУ;
 нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

Инструкция о действиях организаторов здравоохранения, главных врачей, руководителей ТЦМК, оперативных дежурных СМП, справочных служб поликлиник и стационаров в случаях поступления по каналам телефонной связи анонимных угроз совершения взрывов и других преступлений, а также сведений о их возможном совершении, разрабатывается на всех объектах здравоохранения. Ниже приведенные общеорганизационные критерии могут использоваться при отсутствии (недостаточной актуальности) существующих на местах методических рекомендациях. Отдельные пункты могут дополнить и конкретизировать типовые комплекты инструкций для медицинского персонала как в период прогнозирования ЧС, так и при работе объекта здравоохранения в режиме чрезвычайной ситуации.

При получении по каналам телефонной связи анонимного сообщения об угрозе взрыва, либо другого преступления, которое может привести к наступлению тяжких последствий, необходимо:

  1. Принять меры к установлению телефонного анонима, а именно (в случае, если отделение ЛПУ не оснащено автоматическим определителем номера телефона звонящего или номер им не был определен):
  1. При сообщении в органы внутренних дел о происшествии текст анонимного сообщения, по возможности, приводится в точности, так же необходимо передать информацию о требованиях анонимного абонента, личности звонившего и характеристиках голоса (приблизительный возраст, пол, акцент, темп речи, манера, изложения, характер присутствующих при разговоре шумов и т.п.).
  2. Сообщить о случившемся администрации ЛПУ, учреждения либо лицам, их заменяющим.
  3. В целях предотвращения паники, эвакуацию медицинского персонала, больных и посторонних лиц с объекта здравоохранения или потенциально опасных мест проводить только по согласованию со старшим оперативного наряда внутренних дел (руководителем спасательных работ МЧС), прибывшим на место происшествия.
  4. Администрацией ЛПУ, совместно с группой поиска и обезвреживания правоохранительных органов проводится осмотр объекта с целью обнаружения взрывоопасных предметов и веществ.
  5. В случае обнаружения на объекте здравоохранения предметов, вызывающих подозрение и не характерных для медицинского учреждения, а также оставленных или забытых вещей (сумок, коробок, ящиков и т.п.), до прибытия на место происшествия специалистов никаких мер по их выносу за территорию здания, (лечебного отделения, помещения) а также попыток вскрытия указанных предметов не предпринимать.
  6. При необходимости, в целях обеспечения безопасности медицинского персонала, больных и прочих лиц, приостановления деятельности объекта здравоохранения, о сложившейся ситуации сообщается руководителям территориальных органов власти и управления (комитет) здравоохранения, штаба гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов внутренних дел, МЧС, Управления КГБ и, исходя из сложившейся обстановки, принимается совместное решение о приостановлении деятельности ЛПУ (вне зависимости от его ведомственной подчиненности и формы собственности), либо о продолжении его функционирования в обычном режиме.
  7. В целях большей оперативности и повышениях возможности установить личность анонима, предлагается оборудовать служебные телефоны автоматическими определителями номеров телефонов и, по возможности, установить к ним диктофоны для записи телефонных разговоров.

Hosted by uCoz