В среднем, взрослый человек использует для ежедневного общения около 3 тысяч слов. Однако его словарный запас состоит примерно из 20 тысяч слов. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспевает в жизни.
Американский педиатр Сюзен Канизарес (Susan Canizares), опубликовавшая ряд книг о том, как научить ребенка читать, считает, что чем больше ребенок знает слов, тем выше вероятность того, что он быстрее начнет читать и писать, ему будет легче учиться в школе и, в результате, из него вырастет человек с высоким интеллектом.
По подсчетам Канизарес, в возрасте 2-3 лет ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 лет словарный запас увеличивается до 500 - 1200 слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1500-2000 слов. После достижения шестилетнего возраста среднестатистический ребенок знает более 6000 слов. Канизарес считает, что для того, чтобы расширить словарный запас ребенка, его родители, прежде всего, должны сделать свою речь как можно более богатой и выразительной. Важно, чтобы ребенок не просто знал слова, но и применял их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги. Особенно полезны стихи. Слушая и повторяя стихи, ребенок учится "напевать" слова, что значительно облегчает процесс заучивания новых слов. Стихи приучают ребенка к тому, что существуют разные слова с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением. Кроме того, очень важно приучить ребенка к пониманию того, что знак и звук взаимосвязаны. Для этого достаточно предложить ребенку рисовать картинки, чтобы изобразить слово или понятие. Это облегчит малышу переход к самостоятельному чтению и письму.
Сюзен Канизарес считает, что ребенка необходимо немедленно показывать к специалистам, если в 3-4-летнем возрасте он произносит отдельные слова чаще, чем связанные фразы, затрудняется запоминать новые слова, чаще повторяет часть заданного ему вопроса, чем отвечает на него, испытывает трудности, показывая называемые взрослым предметы в книжке с картинками. Для родителей детей 5-6 лет тревожным сигналом должны быть следующие факты: если ребенок говорит очень мало, большинство слов произносит неправильно, говорит, как ребенок младшего возраста, испытывает трудности с подбором слов для выражения своих мыслей, если не может запомнить трехшаговые указания (пойти сперва направо, потом прямо, потом налево), если он не способен пересказать простую историю.