По оценкам демографов, ежедневно в Москву на заработки приезжают около миллиона человек. Большинство из них вместе с семьями оседают в столице. Если взрослые мигранты с трудом, но адаптируются к условиям мегаполиса, то их дети зачастую не могут найти общий язык со сверстниками. В школах они становятся изгоями, в детсадах их не понимают воспитатели. Специально, чтобы помочь таким детям и их родителям, в Москве действуют 35 центров психолого-медико-социального сопровождения.
Самый популярный район у мигрантов, так уж сложилось, - Юго-Восток. Большинство школ Юго-Восточного округа вполне могли бы носить звание интернациональных. В одном классе часто учатся и азербайджанцы, и грузины, и таджики, и русские. Нередко маленькие "иностранцы", особенно те, что недавно перебрались в столицу, отстают в учебе. Сказываются плохое знание русского языка и особенности воспитания. Свою неуверенность дети либо пытаются компенсировать излишней агрессией, либо, напротив, становятся очень замкнутыми и необщительными. Такие подростки нуждаются в дополнительном внимании учителей, в индивидуальном подходе. Но зачастую педагоги даже не пытаются установить контакт с воспитанниками. Возникают конфликты с родителями, которым кажется, что их малышей дискриминируют, намеренно унижают. Разрешить такие проблемы под силу только специалистам психологических центров.
По словам Наталии Янковской, директора Центра психолого-медико-социального сопровождения Юго-Восточного округа, ежегодно к ним обращаются больше 1000 детей. Большинство направляют школы и детсады, другие приходят сами. Чтобы поставить правильный диагноз, все они в присутствии родителей обязательно проходят медобследование.
- Ошибочно думать, что проблемы в общении и учебе есть исключительно у приезжих, - говорит Наталия Янковская. - Не меньше комплексов и у коренных москвичей. Просто с мигрантами бывает труднее установить контакт, понять причину их поведения. Чтобы помочь ребенку, невропатологу требуется знать, как протекала беременность, как прошли первые полтора года жизни младенца. В этот период закладываются основы характера ребенка. Но редко у кого из переселенцев есть медицинские карты. Беженцы очень недоверчивы и не любят рассказывать о себе. У нас на приеме была семья чеченцев. К нам они пришли только по рекомендациям знакомых. Как сказала мама, "они боятся обращаться в русские больницы".
Здесь все серое, все не так
Год назад Инсаровы переехали в Москву из Махачкалы. В семье было двое детей -- четырнадцатилетний Аслам и восьмилетняя Лейла. Девочка плохо знала русский язык. В столице же ей предстояло пойти в первый класс. Попав в большой город, Лейла растерялась. Одноклассники с ней не хотели общаться. На уроках она практически ничего не понимала, к тому же боялась учителей. Больше всего ей нравились занятия танцами, только там она становилась сама собой. В результате девочка осталась на второй год. Педагоги начали заговаривать с родителями о переводе ее в коррекционную школу. С диагнозом общее недоразвитие речи, задержка развития Лейла попала к специалистам психологического центра. Полтора года она работала с логопедами и психологами, училась говорить и петь по-русски, свободно держаться. Дома с ней занимались родители. В результате Лейла научилась спокойнее относиться к стрессовым ситуациям, перестала обвинять себя в неудачах. Трудности в учебе сохранились, но мама говорит, что дочка лучше усваивает уроки и не замыкается в себе.
Миша Смирнов пришел в центр вместе с бабушкой и дедушкой. Поводом для обращения послужила низкая успеваемость. Из беседы выяснилось, что отец ушел из семьи, когда сыну было 8 месяцев. Мать с мальчиком жили в Грозном. Когда Мише исполнилось 5 лет, мама уехала в Москву, а сына отправила к своим родителям в Ставропольский край. Дедушка мальчика работал директором школы, бабушка преподавала в младших классах. Поэтому когда Мише пришла пора идти в первый класс, проблем не возникло. Учился он легко, в третьем классе мать забрала ребенка к себе. В Москве у него не сложились отношения с учительницей. Он отказывался ходить на уроки, говорил, что там его никто не любит. Дошло до того, что каждое утро у мальчика начинались расстройство желудка и сильные боли. Весной его опять отправили в Ставропольский край. Мальчик закончил там начальную школу, много занимался моделированием, разбирался в технике. За это время мама во второй раз вышла замуж и решила забрать к себе родителей. В Москве ребенок снова резко потерял интерес к учебе, сполз на тройки. В классе его не приняли. Чтобы завоевать расположение ребят, он пытается играть роль шута. Мама Миши винит во всем бабушку с дедушкой, считает, что они неправильно его воспитали. На самом деле она плохо знает своего ребенка. Оставляя у родителей малыша, она получила 13-летнего подростка со своим характером и комплексами и сейчас пытается все изменить. Миша скучает по Ставрополю, жалуется, что в Москве все серое, все не так. Он не знает, почему ему раньше разрешали все, а теперь начались строгости, раньше уделяли много внимания, а сейчас требуют полной самостоятельности. Налицо дезаптация, которая может перерасти в депрессию.
Бывают и другие истории. Специалисты центра вспоминают девятилетнего мальчика Славу. Вместе с родителями он два года прожил в Швеции. А когда семья вернулась в Москву, ребенок стал чахнуть на глазах, у него пропал аппетит, сон. В больницах отвечали, что мальчик здоров. Только после того, как его направили в психологический центр, удалось выяснить причину недомоганий. Депрессию у Славы вызвали предстоящий развод родителей и... сериал "Улицы разбитых фонарей". В этом случае все закончилось хорошо. Вскоре мама снова вышла замуж и уехала с сыном в Швецию. Ребенок сейчас прекрасно ладит с отцом и с отчимом.
Эти истории типичны. Психологи пытаются подсказать детям и родителям, как правильно выстраивать отношения с прежними учителями и воспитателями. Для этого требуется добрая воля и с той, и с другой стороны. Но иногда для "выздоровления" подростку лучше сменить школу.
Тем более что в каждом округе Москвы созданы специальные адаптационные классы для маленьких беженцев, где они проходят ускоренный курс обучения русскому языку и учатся справляться со своими проблемами. По словам заместителя руководителя департамента образования Москвы Юрия Горячева, поскольку с каждым годом миграционные потоки увеличиваются, в этом году в Москве впервые будут введены семинары для учителей - для изучения миграционного законодательства.
- Беженцы значительно организованнее, чем мы себе представляем, - продолжает Наталия Янковская. - У них есть свои диаспоры, свои юристы, связи. В Москву попасть нелегко, здесь трудно жить, здесь идет определенный отбор, и они вынуждены выживать. У этих детей все будет не хуже, чем у других. Проблемы останутся. Другое дело - как они их будут решать. К нам приходят те, кто не смог справиться самостоятельно.