Человеческий мозг и его строение давно интересуют ученых мира. Вначале ученые пытались найти особые приметы гениальности, но это оказалось тупиковой ветвью. Мозг великих внешне ничем не отличался от мозга простых смертных. С другой стороны одним учеба дается легко, а другие вынуждены истязать себя мучительной зубрежкой. Почему так происходит, ученые до сих пор не могут дать ответа...
У самых великих людей современности внешнее строение мозга ничем не отличалось от простых смертных. Еще в начале прошлого века немецкий ученый Вагнер исследовал строение мозга выдающихся людей в надежде найти "особые приметы гениальности".
Но, к сожалению, его надежды не оправдались, так как по внешним признакам строения головного мозга невозможно сказать что либо определенное о личности конкретного человека. Так, например, у Ивана Тургенева мозг весил 2000 граммов, а у Франса всего 1000. Однако оба они были выдающимися писателями. Отдельный пример связан с ученым Луи Пастером, который в 46 лет перенес кровоизлияние в мозг, значительно разрушившее правое полушарие. Тем не менее он активно трудился и жил еще целых двадцать семь лет.
Эти примеры свидетельствуют об удивительно богатых возможностях мозга. Человеческий мозг содержит около 10 миллиардов нервных клеток, которые посылают импульсы другим клеткам через особые контакты. Эти контакты называются синапсы. Каждую секунду через синапсы проходят миллионы импульсов: это основа наших чувств, мыслей, эмоций и памяти.
Активность нервных клеток мозга можно наблюдать воочию. Японские ученые провели следующий эксперимент. Они ввели в человеческий мозг тончайшие световоды, соединенные с видеокамерой. При этом они смогли рассмотреть, что нейроны движутся как крошечные амебы. Чем интенсивнее работа мысли, например при решении математических задач или запоминании незнакомых слов, тем активнее такое "движение" нервных клеток.
Невольно вспоминается известное выражение "шевелить мозгами". Оказывается, оно отражает реальные события. Современные методы исследований показывают, что в процессы запоминания вовлечены не только отдельные группы нервных клеток, но и различные зоны головного мозга.
Механизмы памяти напоминают лабиринт, ходы и выходы которого соединены множеством мостиков. Еще в прошлом веке американский физиолог Карл Лешли выдвинул любопытную гипотезу. Суть ее заключается в том, что память состоит из двух взаимно дополняющих друг друга процессов: обучения новому и запоминания опыта. Эта гипотеза нашла свое подтверждение в опытах на животных. В результате этих опытов удалось проследить, какие нейроны вовлечены в процессы обучения и запоминания. Оказалось, что в течении 15-30 минут после завершения обучения в мозгу образуется особый передатчик импульсов между клетками, то есть глютаминовая кислота.