Как показали результаты последнего исследования, проведенного учеными из Университета Бристоля, общение с отцами зачастую негативно сказывается на интеллектуальном развитии детей. Так, младенцы мужского пола, которых на 15 часов в неделю оставляют с отцами, позже в школах демонстрируют худшую успеваемость.
Автор исследования Элизабет Уошбрук отмечает, что ежегодно забота о маленьких детях все чаще ложится на плечи молодых отцов, именно поэтому задачей научной работы Уошбрук стало изучение социальных и когнитивно-интеллектуальных последствий такого воспитания детей.
В ходе исследования учёные обратились к информации о состоянии здоровья и интеллектуальном уровне более 6 тысяч детей, рожденных в начале 1990-х годов, которые первые годы жизни проводили примерно одинаковое количество времени с обоими родителями. Эти данные сравнивались с аналогичными данными относительно современных детей, при этом в большей степени исследователей интересовала подготовленность детей возрасте 4 лет к учебе.
В результате учёные выяснили, что отцы в первые три года жизни ребенка чаще других родственников и нянек становились главными помощниками в делах заботы о ребенке, а зачастую, являлись фактически единственным родителем, который проводил достаточно времени с малышом. В первый год жизни примерно о трети новорожденных, помимо мам, заботились исключительно их папы, при этом продолжительность такой заботы равнялась 5 часам в неделю. Этот показатель повышается по мере взросления детей, например, к 2 годам 20% детей по 15 часов в сутки проводят только с папами.
Как заметили исследователи, характер влияния общения ребенка с отцом формируется в зависимости от пола ребенка, возраста, достигнув которого ребенок становится объектом папиной заботы, и количества часов, которые сын или дочка проводят вместе с папой.
Например, мальчики, которые, будучи малышами, проводили с отцами по 15 часов в неделю, показывают неудовлетворительные результаты при поступлении в школу. Это означает, что, скорее всего, отцы уделяют внимание дисциплине и развитию физический качеств ребенка, тогда как матери поощряют развитие интеллектуальных способностей как сыновей, так и дочерей.
В то же время интеллектуальное развитие девочек не находится в столь четкой взаимосвязи с тем, кто из родителей занимался воспитанием дочери в совсем маленьком возрасте. По словам исследователей, это может объясняться тем, что отцы по-разному общаются с детьми разных полов, кроме того, возможно, девочки вообще менее чувствительны к стимуляции их интеллектуального развития дома.