Образовательный центр по фармацевтике могут создать в Томске в 2012
Крупный образовательный центр, специализирующийся на подготовке специалистов для российской фармацевтической промышленности, может быть создан на базе Томского политехнического университета (ТПУ) в 2012 году, сообщил проректор вуза по научной работе и инновациям Виктор Власов.
По его словам, это совместный проект ТПУ и российской фармацевтической компании ЗАО "Р-Фарм".
Проректор отметил, что в настоящее время проект находится на стадии подготовки. "Если он получит одобрение правительства, то в Томске на базе ТПУ появится центр химико-фармацевтического образования", - сказал Власов.
Он пояснил, что будет создана "коллаборация на основе ТПУ с СибГМУ, РАМН и российскими фармацевтическими фирмами".
ТПУ был основан в 1896 году как Томский технологический институт императора Николая II. В состав вуза сегодня входят 11 учебных институтов, три факультета, 100 кафедр, три НИИ, 17 научно-образовательных центров и 68 научно-исследовательских лабораторий. В вузе обучаются 22,3 тысячи студентов, в том числе 224 студента из 31 страны дальнего зарубежья (Германии, Великобритании, Франции, Чехии, Китая, Японии, Вьетнама, Индии, Республики Корея, США, Израиля). В 2009 году ТПУ вошел в число 12 вузов страны, получивших статус национального исследовательского университета.
Наценка в 328%
От момента пересечения границы до появления на аптечной полке упаковка импортного лекарства дорожает в среднем примерно вдвое, а в некоторых случаях — более чем вчетверо.
Маркетинговое агентство DSM Group подсчитало, насколько стоимость иностранных лекарств на аптечных полках отличается от цены, по которой они импортируются: таможенная стоимость плюс НДС плюс пошлины (все данные — за II квартал 2009 г.).
Розничная цена высчитывалась на основе данных, взятых в 1500 российских аптеках, всего проанализировано 3400 торговых наименований лекарств.
Получилось, что упаковка препарата, входящего в перечень жизненно необходимых и важнейших, от границы до аптечной полки прибавляла в цене в среднем 70%, не входящего — 84%.
У 10 самых продаваемых в России иностранных лекарств наценка колеблется от 45% (виагра, производитель — Pfizer) до 328% (детралекс, Servier). Более 100% прибавляют также актовегин (Nycomed, плюс 196%), линекс (Lek D.D., плюс 122%) и эссенциале форте (Sanofi-Aventis, плюс 108%).
Наценка местного представительства отличается в зависимости от конкретного препарата. По словам менеджера по экономике здравоохранения российского офиса Servier Александра Быкова, жизненно необходимые лекарства компания продает с минимальной наценкой в 2-3%, а препараты для госпрограммы дополнительного лекарственного обеспечения отпускает по тем же ценам в рублях, что и в 2008 г. «Поэтому мы вынуждены компенсировать это за счет препаратов, не являющихся жизненно важными, которые продаются исключительно в аптеках, в том числе детралекса», — добавляет он.
Наценка одного крупного дистрибутора составляет порядка 10%. Национальную логистику позволяет осуществлять наценка в 8-10%, уточняет гендиректор Alliance Healthcare Russia (фармдистрибутор, входящий в пятерку крупнейших) Игорь Варламов. Понятно, что дистрибуторов в цепочке может быть несколько.
Средняя аптечная наценка составляет около 30%, говорит экс-директор Российской ассоциации аптечных сетей Елена Неволина. «До кризиса такой наценки хватало, однако после того, как увеличились коммунальные платежи, для многих региональных фармритейлеров она оказалась слишком маленькой», — говорит она.