Проблемы ликвидации йододефицита в России
15 сентября 2009 года состоялась встреча депутатов Комитета Государственной Думы по охране здоровья с делегацией Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Регионального офиса ЮНИСЕФ по странам Центральной и Восточной Европы и СНГ.
В ходе встречи были обсуждены вопросы законодательного регулирования программ профилактики дефицита йода в питании населения России, а также пути дальнейшего сотрудничества ЮНИСЕФ с Государственной Думой в этой области.
Обращаясь к участникам дискуссии, Председатель Комитета по охране здоровья Ольга Борзова, в частности, отметила:
«Профилактика йододефицитных заболеваний необходима для сохранения здоровья населения. Это признанный мировым сообществом факт. Известно, что ежегодно более одного миллиона детей в России рождаются с реальной угрозой нарушения их интеллектуального развития из-за дефицита йода.
Многие страны мира сталкивались с подобными проблемами. Но уже к концу ХХ века более 100 стран мира, где существовал дефицит йода в питании, предприняли решительные шаги для его устранения путем всеобщего йодирования соли. В результате доля домохозяйств, использующих эту соль, возросла по всему миру с 10% в начале 1990-х годов до 70% в 2000 году.
Исследования 1991-1999 годов, проведенные в основных административных территориях России, продемонстрировали, что все население в той или иной мере имело недостаток йода в питании. Выяснилось также, что лишь 27% семей в городах и 10% в сельской местности потребляли исключительно йодированную соль. Результаты этих исследований послужили одним из обоснований для принятия в 1999 г. Правительством Российской Федерации Постановления «О мерах по профилактике заболеваний, вызванных дефицитом йода».
В России нет проблем с производством и поставками йодированной соли и отечественная соляная промышленность в состоянии удовлетворить спрос на нее всего населения. Вместе с тем без эффективной государственной поддержки, включающей введение ограничений на использование нейодированной соли и обязательного йодирования наиболее часто использующихся сортов соли, дальнейший прогресс будет невозможен.
Действующая в России нормативная база на практике устанавливает добровольную модель профилактики йододефицитных нарушений. Обязательная модель профилактики йодного дефицита путем всеобщего йодирования соли потребует принятия Государственной Думой специального закона о профилактике дефицита йода в питании или поправок к существующим законам, например, «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Первый, а затем и второй дополненный вариант законопроекта «О профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода» были внесены в Государственную Думу соответственно в 2003 и 2004 годах. Экспертной группой Комитета по охране здоровья был разработан третий вариант этого законопроекта. Им предлагался частичный, а не полный запрет на выпуск, продажу и использование нейодированной соли.
В настоящее время рабочая группа при Комитете работает над вариантом законопроекта, который бы максимально соответствовал действующему законодательству. Мы признательны сотрудникам ЮНИСЕФ за большую экспертную работу и ценные предложения по разработке этого законопроекта.
Проблема ликвидации йододефицита требует комплексного решения на федеральном и региональном уровнях. Кроме создания правовых условий, необходима государственная поддержка научных разработок и производства йодосодержащих продуктов, привлечение СМИ для широкой пропаганды среди населения знаний о профилактике йододефицита, реализация региональных программ в области здорового питания. Вопрос ликвидации йододефицита должен рассматриваться в контексте государственных мероприятий, направленных на создание условий для ведения здорового образа жизни».