Комментарий министра здравоохранения Украины Зиновия Мытника по рекламе лекарств
Пресс-служба МЗ Украины распространила комментарий министра здравоохранения Украины Зиновия Мытника по рекламе лекарств, в котором говорится:
«В большинстве цивилизованных стран эффективно действуют законы, регламентирующие рекламу медикаментов. Так, на территории стран Европейского Союза строго запрещено использовать в рекламе образ медицинского работника, давать информацию об обязательном положительном эффекте приема конкретных лекарств (применении прибора), а также ориентировать рекламу лекарств непосредственно на детскую аудиторию.
В Украине все наоборот. На телевидении "люди в белых халатах" с утра до вечера предлагают многочисленные средства практически от всех болезней, вплоть до лечения от алкоголизма и наркомании, с немедленным положительным эффектом. В большинстве случаев в рекламных материалах лекарств не содержится полное (включая международное непатентованное или общепринятое) название и название производителя, не содержится информация об использовании и оговорок к его применению.
Или же на оборот, содержатся сведения, которые производят впечатление, что при условии употребления лекарственного средства медицинская консультация с врачом не является необходимой, что лечебный эффект от приема лекарственного средства является абсолютно гарантированным и о том, что продукты питания, косметические или иные продукты для употребления имеют лечебные свойства и являются лекарственными средствами.
Все это приводит к тому, что под влиянием неконтролируемой рекламы лекарственных средств, медицинской техники, люди начинают самолечение путем их бесконтрольного и нерационального применения. Такое произвольное лечение в дальнейшем приводит к непредвиденным последствиям для здоровья людей.
Анализ обращений граждан и организаций различных форм собственности свидетельствует о больших объемах и ассортименте продуктов специального питания, так называемых БАДов, рекомендуемых к применению с целью профилактики и лечения заболеваний различной этиологии.
Поэтому не являются одиночными случаи, когда потребители, в основном пожилые люди, с букетом хронических заболеваний, под бешеным влиянием рекламы в средствах массовой информации, тратили значительные средства на приобретение разрекламированных биологически активных добавок в надежде на выздоровление и избавление от своих недугов.
К сожалению, в результате оставались разочарованными, обманутыми, лишенными защиты и финансовой возможности купить действительно эффективные, безопасные и качественные лекарственные средства для лечения. В итоге, государство вынуждено тратить больше средств на их лечение, в частности медикаментозное обеспечение.
Лекарства назначать должен только врач-профессионал, а биодобавки вообще только тогда, когда выяснено их терапевтический эффект. Поэтому, я выступаю за то, чтобы запретить рекламу лекарств, БАДов в СМИ и на улицах, потому что она к хорошему не приводит.
По моему мне нию, эта проблема может быть решена благодаря усилению регуляторного влияния на рекламодателей центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, согласно порядка, установленного Кабинетом Министров Украины.
Исходя из этого, Минздрав уже разработал законопроект, предусматривающий обязательное согласование содержания рекламы лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Он в течение одного месяца принимает решение о согласовании на безвозмездной основе содержания такой рекламы или об отказе в его согласовании. Этот законопроект уже согласован со всеми заинтересованными центральными органами исполнительной власти, за исключением Минфина и Госкомпредпринимательства».