18 марта 2009 года состоялась итоговая коллегия Федерального медико-биологического агентства
Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольга Борзова в своем выступлении, в частности, отметила:
«Деятельность Агентства в прошедшем году заслуживает наивысшей оценки. И это на фоне того, что в 2008 году были коренным образом расширены его полномочия. Самыми значимыми из них являются организация деятельности Службы крови и медико-социальная экспертиза.
ФМБА продолжает принимать активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Первичная и высокотехнологичная медицинская помощь оказывались в учреждениях, подведомственных ФМБА, не только прикрепленному контингенту, но и населению субъектов Российской Федерации. Были переоснащены родильные дома и перинатальные центры. Учреждения Агентства принимали активное участие в мероприятиях, направленных на сокращение смертности от предотвратимых причин, в частности, от сердечно-сосудистых заболеваний и дорожно-транспортных происшествий.
Реализация мероприятий, связанных со снижением смертности от ДТП, показала необходимость внесения уточнений в законодательство по вопросам оказания первой помощи. Депутатами Комитета по охране здоровья совместно с Минздравсоцразвития России был подготовлен и внесен в Государственную Думы законопроект, предусматривающий изменения в 39 статью Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, а также в более десяти Федеральных законов в части определения понятия «первая помощь», определения круга лиц, которые должны её оказывать (водители транспортных средств, спасатели, сотрудники органов внутренних дел, пожарной охраны и других специализированных подразделений), а также законодательного закрепления обязательности прохождения специальной подготовки для этих лиц.
Развитие эффективной системы Службы крови в стране является важнейшим направлением в здравоохранении и носит общегосударственный стратегический характер. В настоящее время в развитии системы Службы крови задействовано 83 субъекта РФ, в том числе 96 региональных и 11 федеральных учреждений службы крови. На реализацию мероприятий Программы только из федерального бюджета в 2008-2011 годах выделяется более 16 млрд. рублей.
Модернизация позволит централизовать Службу крови, трансформировать станции переливания крови субъектов РФ в региональные центры крови с мощными отделами переработки, лабораторной апробации и хранения донорской крови и ее компонентов. Создание единой информационной системы устранит проблему межрегиональной разобщенности учреждений Службы крови.
Поддержана неоднократно озвучиваемая на заседаниях «круглых столов» в Государственной Думе идея необходимости принятия национальной концепции развития донорства. Она заключается в консолидации действий органов государственной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексной программы по развитию массового донорства крови в России, о целесообразности направления средств на пропаганду донорства.
Главным показателем успешной работы ФМБА по реализации программы развития Службы крови является увеличение в 2008 году числа доноров по сравнению с 2007 годом на 30%.
Развитие Службы крови и донорства требует совершенствования принятого более 15 лет назад Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» в части введения понятийного аппарата, более четкого закрепление основных принципов донорства крови и её компонентов, установление прав, обязанностей и социальных гарантий донорам. Требуется четкое разграничение полномочий между всеми уровнями государственной власти в сфере донорства крови и её компонентов.
Необходимо решить проблему взаимоотношений доноров с работодателями. Сейчас практически не исполняется норма закона, по которой работодатели обязаны оказывать содействие организациям здравоохранения в привлечении граждан в ряды доноров.
Целесообразно ускорить утверждение Технического регламента «О требованиях к безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии». Данный документ установит единые правила для всех участников обращения донорской крови. Установление единых правил направлено, в первую очередь, на безопасность людей, которым требуется переливание крови и её компонентов.
Организация медико-социальной экспертизы – это ещё одна функция, переданная ФМБА в 2008 году. В последнее время в России происходит рост числа инвалидов. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек – впервые.
В Комитет постоянно поступают обращения инвалидов на сложности, с которыми они сталкиваются при прохождении медико-социальной экспертизы. Мы считаем, что ФМБА в 2008 году сделало важные шаги для исправления сложившейся в данной сфере ситуации.
Разработаны рациональные формы организации и обеспечения качества работы всех подведомственных учреждений МСЭ. Созданы бюро МСЭ с принципом «одного окна». Утверждены новые программы реабилитации и правила обеспечения инвалидов техническими средствами. Значительную роль в улучшении организации медико-социальной экспертизы сыграло внесение изменений в постановление Правительства России «О порядке и условиях признания лица инвалидом», в котором детально определён порядок установления групп инвалидности, принят новый, упрощённый порядок определения инвалидности без указания срока переосвидетельствования.
Тем не менее необходимо продолжать совершенствовать деятельность МСЭ. Требует модернизации система оплаты труда врачей и специалистов, занятых в медико-социальной экспертизе. Необходимо улучшать состояние материально-технической базы учреждений МСЭ и совершенствовать систему подготовки врачей и специалистов учреждений МСЭ.
На сегодняшний день в стране нет четкой системы восстановительного лечения и реабилитации, отмечается острая нехватка специализированных кадров реабилитационной службы. Развитие данного направления нашло отражение в конкретных мероприятиях Концепции развития здравоохранения до 2020 года по совершенствованию поэтапного восстановительного лечения и реабилитации, включающее создание и укомплектование квалифицированными кадрами сети учреждений восстановительного лечения и реабилитации, в том числе за счет перепрофилизации работающих стационаров и санаторно-курортных учреждений; расширение сети дневных стационаров восстановительного лечения; развитие патронажно-реабилитационной медицинской помощи; внедрение высокотехнологичных реабилитационных технологий».