В Правительстве Ставрополья обсудили вопросы ценообразования на лекарства
На очередном брифинге в Правительстве Ставропольского края рассмотрели две темы: реализация на региональном уровне подписанного на днях главой Минздравсоцразвития приказа «О неотложных мерах по обеспечению гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи» и ценообразование на лекарственные средства в Ставропольском крае.
Комментарии специалистов по обозначенным вопросам представили журналистам первый заместитель министра здравоохранения края Константин Хурцев и заместитель министра здравоохранения края Ольга Дроздецкая, сообщает пресс-служба губернатора Ставропольского края.
К. Хурцев проинформировал журналистов о содержании нового, утвержденного Минздравсоцразвития документа. Теперь, в случае взимания платы за гарантированные законом бесплатные процедуры, граждане могут обращаться с жалобами в администрации лечебных учреждений, а в случае игнорирования их прав – в выше стоящие инстанции Минздрава и Росздравнадзора регионального и федерального уровня. При этом неоднократные жалобы на медицинское учреждение или медицинского специалиста будут являться поводом для проверки. Масштаб выявленных нарушений окажется прямо пропорционален масштабу последующих санкций.
Проблемой остается низкая юридическая грамотность населения: рядовые граждане зачастую не знают, какими услугами в медучреждениях они имеют право пользоваться бесплатно, а какими нет. Для ликвидации этого пробела подготовлена специальная памятка Минздравсоцразвития страны. По закону, бесплатно предоставляются:
- первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, помощь
- скорая, в т. ч. специализированная (санитарно-авиационная) помощь;
- специализированная, в т. ч. высокотехнологичная медпомощь.
Более подробный перечень бесплатных процедур формируют сами субъекты Федерации.
В Ставропольском крае бесплатную медицинскую помощь населению оказывают 128 больниц, 30 диспансеров, 5 специализированных центров, 507 амбулаторно-поликлинических учреждений, 11 станций скорой медицинской помощи, в которых трудятся более 43 тыс. медицинских работников.
К. Хурцев разъяснил порядок действий пациентов в случае незаконных действий со стороны врачебного персонала, ответил на вопросы о построении антикоррупционной системы в учреждениях здравоохранения края и видах специализированной, в т. ч. высокотехнологичной медпомощи.
По сообщению пресс-службы края, О. Дроздецкая прокомментировала ситуацию на фармрынке. В ходе разговора отмечалось, что розничную реализацию лекарственных средств осуществляют 1417 фармацевтических предприятий. Из них 28% имеют государственную и муниципальную форму собственности. 72%, или 1026 аптек – частной формы. Оптовую реализацию лекарственных средств осуществляют 24 предприятия, из которых 23 - «частники». Это обстоятельство усложняет влияние государственного сектора на краевой фармрынок и его контроль.
С целью получения оперативной информации и принятия действенных мер, направленных на увеличение доступности лекарственной помощи, краевым минздравом проводится постоянный мониторинг цен на лекарства. Его результаты еженедельно представляются для рассмотрения в антикризисный штаб.
Как проинформировала журналистов О. Дроздецкая, по данным мониторинга в розничном сегменте фармацевтического рынка края в январе текущего года произошло резкое увеличение цен на 11%. В феврале рост замедлился и составил 5%, в марте - 2%. В апреле рынок стабилизировался и фактически цены не изменились. В мае месяце произошло снижение на 1,41%, в июне – на 2,4%. Таким образом, среднее увеличение цен в аптечных организациях края, включенных в мониторинг, в текущем году составило порядка 14%.
Однако острота проблемы для населения сохраняется. Краевое Правительство и министерство здравоохранения края принимают комплекс мер по дальнейшему снижению цен на лекарства и повышение качества контроля цен.
Принято постановление Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 29 мая 2009 г. №29/2 «Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства», которым сокращены предельные максимальные уровни оптовых и розничных торговых надбавок (без учета НДС).
Проведены расширенные совещания с руководителями фармацевтических предприятий всех форм собственности по вопросам соблюдения действующей нормативной базы и ценообразования на лекарственные средства. Акцентировано внимание участников лекарственного рынка на том, что фармацевтическая деятельность является, в первую очередь, социальной функцией. Активизирована работа на местах. В адрес учреждений здравоохранения края направлено методическое письмо о необходимости осуществления контроля порядка формирования цен при проведении торгов на муниципальном уровне. Сформирована база данных о среднерыночных ценах на лекарственные средства для лечебно-профилактических учреждений края, необходимая для формирования заявок на проведение аукционов. Осуществляется контроль выполнения условий государственных контрактов в части соблюдения цен в государственных учреждениях здравоохранения. Внесены изменения в утвержденный ранее формулярный перечень льготного лекарственного обеспечения и стационарного лечения. При этом ряд дорогостоящих лекарственных средств импортного производства заменен на отечественные препараты, в том числе производимые на территории края.
Региональной тарифной комиссией и министерством здравоохранения края проведены проверки фармацевтических организаций. Результаты позволили сделать вывод о том, что чаще нарушения ценообразования отмечались в оптовом звене. Проверить механизмы ценообразования отпускных цен здесь сложнее, так как действующее федеральное законодательство не предусматривает наличие документов, отражающих фактическую зарегистрированную цену завода-изготовителя.
Внесены предложения в Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральную службу по тарифам о внесении изменений в действующее законодательство, регламентирующее порядок ценообразования. В органы федеральной власти направлена информация об основных причинах, повлекших за собой повышение цен. Среди них:
- несовершенство нормативной правовой базы, не обеспечивающей на данном этапе прозрачность ценообразования, включая фактические отпускные цены заводов-изготовителей, не допускающей контроль держателей импортных лекарственных средств (а ведь именно эти факторы зачастую становятся базовыми при исчислении уровней торговых надбавок);
- большое количество оптовых фирм-посредников, приводящее к удорожанию препаратов;
- сырьевая зависимость российской фармацевтичсекой промышленности от импорта.
Источник: