Предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий
Повседневная деятельность и отдых, способ существования человека определяются понятием жизнедеятельность. Стремление человечества к повышению комфортности среды жизнедеятельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий привело во многих регионах нашей планеты к разрушению биосферы и созданию нового типа среды обитания — техносферы. Техносфера — это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда). Практически все урбанизированное население нашей планеты проживает в техносфере, где условия обитания отличаются от биосферных прежде всего повышенным влиянием на человека негативных техногенных и антропогенных факторов.
В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены влиянием элементов техносферы (машины, оборудование, сооружения и т.п.) и действиями человека. Вследствие роста объемов антропогенных выбросов и сбросов непрерывно ухудшается качество атмосферного воздуха и гидросферы, повсеместно наблюдается деградация земель. Создание техносферы не исключило, а усугубило воздействие на человека явлений природного характера (землетрясения, наводнения, ураганы и т.д.). Число природных катастроф в последние годы непрерывно растет. Все это привело к тому, что обеспечение безопасности жизнедеятельности стало актуальной социальной задачей.
Справочно:
В первом полугодии 2000 года на территории Российской Федерации по информации, поступившей в МЧС России, произошло 516 чрезвычайных ситуаций, в том числе локальных — 269, местных — 170, территориальных — 77. В результате чрезвычайных ситуаций пострадало 6554 человека, 542 человека погибло. Общее количество чрезвычайных ситуаций за первое полугодие 2000 года (516) уменьшилось на 27 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1999 года (706).
Количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера за первое полугодие 2000 года (325) по сравнению с 1999 годом (519) уменьшилось на 38 процентов. В результате техногенных чрезвычайных ситуаций пострадало 1254 человека, погибло 487 человек.
Количество чрезвычайных ситуаций природного характера за первое полугодие 2000 года возросло на 6 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1999 года (с 145 до 154). Увеличение произошло за счет следующих опасных природных явлений: ураганы, шквалы и сильные ветра; снегопады и дожди. В результате природных чрезвычайных ситуаций пострадало 1366 человека, погибло 38 человек.
Количество биолого-социальных чрезвычайных ситуаций в первом полугодии 2000 года (37) по сравнению с 1-м полугодием 1999 года (42) уменьшилось на 12 процентов. В результате биолого-социальных чрезвычайных ситуаций пострадало 3934 человека, умерло 17 человек.
Безопасность — это свойство системы «человек — среда обитания» сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам. Безопасность жизнедеятельности может быть обеспечена только при комфортном (с оптимальными условиями) или допустимом (гарантирующим невозможность возникновения и развития негативных процессов у человека и в среде обитания) состояниях взаимодействия человека со средой. Управление безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации строится на действии многоуровневой системы законодательных, подзаконных и нормативно-правовых актов, а также директивной документации организаций. В структуре управления безопасностью жизнедеятельности (рис. 1) равноправное место занимает система профилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (вопросы управления промышленной и экологической безопасностью рассмотрены на страницах журнала ранее [1, 2], головным органом управления которой является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).
Открыть рисунок 1. Структура управления безопасностью жизнедеятельности >>>
Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается такое состояние объекта, определенной территории или акватории, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни или здоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде. Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, крупномасштабное инфекционное заболевание людей, животных или растений, а также применение современных средств массового поражения, в результате которого произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Классификация ЧС (см. табл. 1) учитывает количество людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, а также границы зон распространения чрезвычайных ситуаций.
Причинами возникновения чрезвычайных ситуаций могут быть:
Таблица 1
Классификация чрезвычайных ситуаций
Критерий |
Кол-во пострадавших (чел.) |
Нарушены условия жизне- |
Матери- |
Зона ЧС |
Ликвидация осуществляется силами и средствами |
Локальная ЧС |
Не более 10 |
100 |
1 |
Объекта производствен- |
Предприятий, учреждений и организаций |
Местная ЧС |
10—50 |
100—300 |
1—5 |
Населенного пункта, района, города |
Органов местного самоуправления |
Территориальная ЧС |
50—500 |
300—500 |
5—5000 |
Субъекта РФ |
Органов исполнительной власти субъекта |
Региональная ЧС |
50—500 |
500—1000 |
500—5000 |
2-х субъектов РФ |
Органов исполнительной субъекта РФ, оказавшегося в зоне ЧС |
Федеральная ЧС |
Свыше 500 |
Свыше 1000 |
Свыше 5000 |
2-х субъектов РФ |
Органов исполнительной власти субъекта РФ, оказавшегося в зоне ЧС |
Трансграничная ЧС |
|
|
|
Выходит за пределы РФ |
По решению Правительства РФ в соответствии с нормами права |
* МРОТ — минимальный размер оплаты труда
В общем случае в своем развитии чрезвычайные ситуации проходят пять основных фаз:
Концепция гражданской защиты населения предусматривает: защиту населения и территорий и гражданскую оборону. Защита населения, объектов народного хозяйства и окружающей среды (гражданская защита) от действия чрезвычайных ситуаций любого происхождения, а также постоянная готовность к ликвидации их последствий достигается:
В свою очередь гражданская оборона (Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года, № 28-ФЗ) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Общее руководство по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС военного и мирного времени осуществляет (рис. 2) премьер-министр и заместитель начальника гражданской обороны — министр МЧС РФ, на региональном уровне — региональные центры, на территориальном уровне — подразделения в соответствующих администрациях, на уровне объекта — специальный орган или отдельное лицо. Для повседневного управления в Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), созданной Постановлением Правительства РФ, существуют:
Открыть рисунок 2. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях >>>
РСЧС содержит в своем составе функциональные и территориальные подсистемы. Функциональные подсистемы — это аварийно-спасательные отряды (постоянная готовность и способность работать в автономном режиме не менее трех суток) и внештатные формирования. Территориальные подсистемы включают в себя: поисково-спасательные службы и отряды (отряд имеет в своем составе 30-40 человек); региональные авиационные поисково-спасательные отряды (региональные центры); центральный аэромобильный отряд (Центроспас) — готовность к вылету три часа, готовность к вылету медицинской службы — 15 минут.
Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации, свидетельствует, что на фоне снижения количества ЧС техногенного характера вероятность возрастания общего количества чрезвычайных ситуаций сохраняется. Проблему обеспечения безопасности населения и территорий невозможно решить путем увеличения расходов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. По этой причине основными направлениями государственной политики в области предупреждения ЧС и обеспечения безопасности населения и территорий следует считать:
Требования к потенциально опасным производственным объектам, нарушение безопасного состояния которых может инициировать возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера, устанавливает Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ. Под безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Аварией в этом случае признается разрушение сооружений или технических средств, применяемых на опасных производственных объектах, неконтролируемый взрыв или выброс опасных веществ.
К категории опасных производственных объектов относят производства, на которых:
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ, в частности Постановлением «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» от 01 июля 1995 года №675.
Обязательным условием принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации или ликвидации опасного производственного объекта является положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденное федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. Технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в порядке, установленным законодательством РФ.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: иметь лицензию на право эксплуатации объекта, комплектовать штаты обслуживающего персонала подготовленными и аттестованными работниками, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, освидетельствование технических устройств и сооружения, осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, разрабатывать декларацию промышленной безопасности.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае возникновения аварии на опасном производственном объекте.
В целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте Положение «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» требует обязательного декларирования безопасности опасного производственного объекта. Декларация является документом, определяющим возможный характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации последствий. Она должна характеризовать безопасность объекта на этапах ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Декларация разрабатывается предприятием, организацией, учреждением независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов. Утвержденная руководителем организации, в состав которой входит опасный производственный объект, декларация представляется в МЧС РФ, Федеральный горный и промышленный надзор России и орган местного самоуправления, на территории которого находится декларируемый промышленный объект. Экспертизу декларации организует МЧС РФ.
Одним из регулярных видов чрезвычайных ситуаций, возникающих на территории Российской Федерации и сопровождающихся тяжелыми последствиями, являются весенние паводки и наводнения. Последствия таких ЧС природного характера усугубляются в случаях повреждений и прорывов гидротехнических сооружений. Порядок осуществления деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений устанавливает Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года №117-ФЗ. Закон устанавливает также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливает Постановление Правительства РФ «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 10 ноября 1996 года №1340. Для этих целей создаются резервы Правительства РФ, Федеральных органов исполнительной власти, резервы материальных ресурсов субъектов РФ, местные резервы материальных ресурсов и резервы материальных ресурсов организаций, предприятий и учреждений. Объем резервов материальных ресурсов устанавливается исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по ликвидации их последствий.
В заключение следует отметить, что в Российской Федерации действует эффективная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, что, однако, не исключает вероятности возрастания общего количества аварий, стихийных бедствий и катастроф, особенно техногенного характера, в связи с неуправляемым процессом повального физического старения основных производственных фондов опасных производственных объектов.
Литература
1. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью//Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — №6. — С. 78—86.
2. Козьяков А.Ф., Федосеев В.Н. Управление промышленной безопасностью//Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — №3. — С. 85—90.